Пошаговая инструкция укладки 🚶 тротуарной плитки своими руками

Особенности укладки тротуарной плитки на бетонное основание

Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание несколько отличается от устройства покрытия на песчаной подушке. В первую очередь нужно обеспечить наклон для стока дождевой и талой воды. Для этого поверхность должна иметь уклон 1 см на каждый метр.

Конструкция тротуарного покрытия состоит из следующих слоев (снизу вверх):

  • хорошо выровненный и утрамбованный грунт;
  • слой песка высотой 10-15 см;
  • прослойка гравия толщиной 100-150 мм;
  • арматурная сетка из прутка диаметром 1 см с ячейками размером 100х100 мм;
  • дорожная сетка;
  • слой бетона толщиной 120 мм;
  • цементно-песчаная смесь высотой 20-40 мм;
  • вибропрессованная брусчатка толщиной 60 мм.

Виды бордюров

По назначению бордюры классифицируются на:

  1. Дорожный. Устанавливается вдоль автомобильных дорог и тротуаров, а также возле них для сохранения целостности покрытия. Отличается от других видов большими размерами и высокими прочностными характеристиками. Изготавливается из тяжелого бетона.
  2. Тротуарный. Имеет компактные размеры, быстро монтируется и позволяет придать пешеходным дорожкам аккуратный и законченный вид. Он разделяет пешеходные зоны и предотвращает разрушение дорожек.
  3.  Садовый. Позволяет зонировать участок ландшафта, облагородить садовые дорожки, площадки, клумбы, деревья. Обеспечивает надежность покрытия садовых дорожек, защищает его от грязи, которая может попасть с газонов и клумб. От предыдущих вариантов отличается меньшим размером и формами.

От назначения бордюров зависит их размер, вес, маркировка, способ изготовления. Все эти параметры указаны в ГОСТ 6665-91.
По способу расположения бордюры бывают:

  • односторонние, применяемые для ограничения дорог, тротуаров и площадок с ярусным расположением;
  • двусторонние, позволяющие разграничить зоны, сопряженные на одном уровне.

Рекомендации от наших экспертов

Если бордюр установлен до укладки приобретенной тротуарной плитки, приступать к трамбовке основания можно не раньше чем через пару суток. За это время бордюрная конструкция окончательно уляжется. Вероятность образования трещин или повреждения заделки стыков существенно снизится.

Если у Вас остались вопросы как правильно устанавливать бордюрный камень и поребрик, как выполнять мощение плиткой или брусчаткой, набирайте номер +7

. Наши специалисты проконсультируют и помогут с расчётом количества материалов совершенно бесплатно, а для заказа профессионального монтажа достаточно заполнить форму ниже. Делайте Ваш двор и жизнь комфортной!

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Виды и размеры бордюров, их назначение. Как выбрать бордюр?

Производство бордюрного камня осуществляется в строгом соответствии с установленными нормами. В зависимости от технических параметров и вариантов укладки существуют бордюры (дорожные, тротуарные, садовые) и поребрики.

Дорожные бордюры отличаются массивностью и высокой прочностью и используются как часть магистральной конструкции на трассах большой протяженности. 

Садовые и тротуарные бордюры применяются для зонирования территории и в качестве оформления в ландшафтном дизайне. Данные изделия могут иметь различную декоративную форму и цвет.

При выборе тротуарного или садового бордюра руководствуйтесь следующими параметрами:

  • Характеристики и марка бетона, из которого изготовлен бордюр. Качественные тротуарные бордюры должны иметь морозостойкость не ниже F200. Такие бордюры служат около 40 лет и способны выдержать примерно 200 циклов замерзания и оттаивания. 
  • Способ производства. Наиболее качественные садовые и тротуарные бордюры – это вибропрессованные изделия. Они отличаются долговечностью, прочностью, точной геометрией и хорошей плотностью.
  • Конкретное назначение бордюра, выбор по определенным размерам.

Размеры бордюров в соответствии с их назначением

Наиболее популярная марка тротуарных бордюров – БР 100.20.8, где 100 см – длина бордюра, 20 см – высота, а 8 см – его ширина. Также существуют бордюры длиной 50 и 40 см – они больше подходят для декорации клумб и садовых дорожек.  

Установка тротуарного бордюра предусматривает тот факт, что на тротуар или садовую дорожку не будут заезжать легковые, и, уж тем более, грузовые автомобили.

Если вам требуется установка бетонных бордюров для парковочного места, то лучше использовать изделия марки 100-30-15, где 100 – это также длина в сантиметрах, 30 см – высота, а 15 см – ширина бордюра. Такие бордюры способны выдержать неоднократный наезд автомобиля.

Преимущества поребрика изготовленного своими руками

Ассортимент поребриковой продукции небогатый. Декоративное оформление оставляет желать лучшего. Это одна из причин, по которым домашние мастера предпочитают изготавливать дорожный или садовый поребрик любого сечения и любого цвета в домашних условиях.

Для этой цели приобретаются сухие строительные смеси, придающие готовым изделиям нужные свойства. В данном случае, влаго — морозостойкость. Изделия окрашиваются в массе внесением в рабочий раствор щелочестойких красителей. Такой декор обходится дороже, зато уложенный поребрик не будет нуждаться в периодическом обновлении защитного лакокрасочного декора.

В лучшую сторону отличается поребрик вибропрессованный, изначально ориентированный для эксплуатации в сложных условиях повышенной влажности и температурных перепадов. По заверению производителей, ресурс таких материалов, как и тротуарной брусчатки, составляет не менее 30 лет.

Виды бордюров

Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.

Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.
Из чего делают бордюры:

  • Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
  • Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
  • Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
  • Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
  • Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
  • Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
  • Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.

Тротуарный

Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров

Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания

Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.

Дорожный

Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).

Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.

Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

  • Если повороты дорожки плавные и незначительные, то поребрики устанавливают по форме дорожки, заполняя зазоры между ними песчано-цементной смесью.
  • В случае, когда изгибы и повороты садовой дорожки достаточно крутые, без резки бордюрного камня не обойтись.
  • Для резки бордюров используют болгарки или углошлифовальные машины с алмазным кругом по бетону. Также можно использовать специальные гильотины, предназначенные для раскола изделий из искусственного или натурального камня. 

Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

Бордюр из пластика

В этом случае периметр плитки ограничивается полимерной лентой

Если используется эта технология, то важно понимать, что пластик не сравнится по крепости с бетоном. Поэтому нельзя заменить бордюр на такую ленту в местах с высокими нагрузками на покрытие

Оптимальный вариант для использования метода – устройство садовых дорожек. Главный плюс хода заключается в простоте устройства дорожек сложных форм – пластик легко гнется.

Устанавливать такой бордюр просто:

  • делается разметка;
  • подготавливается основание для укладки плиточного покрытия;
  • пластиковая лента выгибается по форме и фиксируется к грунту кольями.

Желательно устанавливать таким образом, чтобы лента не выпирала поверх плитки. Оптимальная глубина установки, чтобы верхний край пластика на треть не доходил до верха плитки.

Пластиковая лента

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Основные различия в характеристиках

Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:

  • дорожный – для обрамления проезжей части;
  • тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
  • декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.

Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.

Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.

Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:

  • квадратное (под прямым углом);
  • наклонное под определенным углом;
  • округлое с 1 или 2 сторон;
  • D–образное;
  • с плавными или резкими границами наподобие волны.

Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.

Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.

Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.

  • Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
  • Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.

  • БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
  • БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
  • БкК – особая конусовидная форма.

https://youtube.com/watch?v=1zBIxuhxMiE

Преимущества и недостатки тротуарной плитки

Сильные стороны данного материала следующие:

Цена. В отличие от многих других материалов, которые постепенно заполняют прилавки строительных магазинов и супермаркетов, тротуарная плитка отличается достаточно скромным ценником. Это также говорит о том, что хозяева имеют возможность потратить больше денег на материал, тем самым, при необходимости, покрыть большую площадь территории. Более того, не стоит забывать о том, что тротуарную плитку можно выпускать и в кустарных условиях. Речь идет о собственноручном производстве, которое обойдется еще дешевле, чем покупка у того или иного продавца. Однако не стоит проводить масштабные эксперименты, так как без тщательного изучения рекомендаций создать качественную плитку не получится.
Ассортимент. Как известно, тротуарная плитка может иметь самые разнообразные габариты, а также внешние особенности. Это связано с тем, что тротуарная плитка зачастую выпускается на основе бетона, который заливается в специальные формы. Соответственно, это позволяет получить именно такую продукцию, которая необходима для конкретных условий. Не стоит забывать о различных красителях и прочих ресурсах, при помощи которых плитка может обрести те или иные характеристики. Несмотря на это, в большинстве случаев люди делают выбор в пользу классических вариаций плитки, так как именно они лучшим образом вписываются в самые разнообразные участки. В некоторых случаях однозначно приветствуются эксперименты, однако они не всегда заканчиваются удачно.
Прочность, долговечность. Наверняка именно эти характеристики являются самыми важными для людей, которые планируют проводить достаточно крупные и ответственные работы. Очевидно, что качество тротуарной плитки зависит от качества бетонной смеси, а также компонентов. Зачастую проблем с этим не возникает, поэтому плитка без особых проблем служит верой и правдой в течение долгих лет. Не стоит забывать о морозостойкости

Данная характеристика имеет особую важность в тех регионах, где зимой температура опускается до рекордно низких значений. Под морозостойкостью подразумевается способность материала выдерживать неоднократное замораживание

Соответственно, в некоторых случаях морозостойкость тротуарной плитки должна быть высокой, так как в ином случае она через пару сезонов начнет разрушаться, а после этого и вовсе придется от неё избавиться.
Практичность использования. Как мы уже говорили, тротуарную плитку можно без особых проблем выпускать в кустарных условиях. Для этого не нужно много оборудования, необходимо лишь досконально знать технологию производства. Если же речь идет о самом процессе кладки материала, то здесь также все достаточно просто. Очевидно, что без изучения процесса обойтись не получится, однако допустить ошибку при подобных работах будет сложно.

Недостатки тротуарной плитки:

  • Скользкая поверхность в зимний период. Как известно, зимой дороги в городе зачастую становятся скользкими. К большому сожалению, тротуарная плитка также поддерживает гололед, и это очень опасно, учитывая, что плитку нередко кладут вокруг дачных домов. Конечно же, в такой ситуации необходимо сделать все возможное, чтобы скользкая поверхность материала не составила никаких проблем. Речь идет о посыпке плитки песком и многих других уловках, которые не отличаются особой сложностью.
  • Неравномерность усадки. Несмотря на простую технологию укладки плитки, многие люди откровенно игнорируют основные рекомендации. Соответственно, иногда происходит неравномерная усадка плитки, и, свою очередь, это создает немало проблем, связанных с передвижением по созданной поверхности. В 90% случаев данный недостаток связан с не самыми ответственными действиями рабочих, а остальные 10% можно связать с не самой подходящей основой для укладки плитки.

Можно также отметить, что многое зависит от конкретного участка, где производится процесс укладки плитки. Нередко причиной проблем оказывается и сама бетонная смесь, которая не соответствует самым элементарным требованиям.

Полезные советы

Также необходимо заранее подготовить нужные инструменты, чтобы в ответный момент не оказаться без нужного инвентаря. Для укладки бордюра понадобится следующий набор инструментов:

  • мастерок,
  • лопата,
  • резиновый молоток,
  • леска или веревка,
  • строительный уровень,
  • ёмкость для смешивания раствора,
  • трамбовка,
  • захват для камня.

Все работы по укладке бордюра не такие сложные, как кажется изначально. Необходимо всего лишь следовать инструкциям, не нарушая технологии, проводить все этапы, и тогда ваша работа будет долгое время радовать вас

Также важно соблюдать пропорции и придерживаться расчетов. Не бойтесь начинать что-то новое и делать то, что никогда не делали. Экспериментируйте, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи, все в ваших руках, и все обязательно получится!

Экспериментируйте, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи, все в ваших руках, и все обязательно получится!

Вес и таблица размеров тротуарного бордюра

Тротуарный бордюр готового образца выпускается по ГОСТу, в разных весовых категориях и размерном ряде. В заводских условиях бортовые камни из железобетона производятся по ГОСТ 6665-81, имеют классификацию БР (рядовой), БУ (рядовой уширенный), БУП (рядовой уширенный прерывистый), БЛ (прямой с лотком), БВ (въездной), БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).

1000х200х80

Бордюр тротуарный, марка БР100.20.8, вес 40 кг. Садовый поребрик, используемый для ограждения газонов и тротуаров.

500х200х30

Бордюр малый садовый тонкий, вес 6,65 кг. Используется для разграничения садового участка и придомовой территории.

500x200x70

Бордюр садовый вибролитой марки БР 50.20.7, вес 15 кг. Изготавливается методом вибролитья, используется при оформлении парковых зон и пешеходных дорожек.

Подготовка траншеи и заливка основания

Установка тротуарного бордюра предусматривает на следующем этапе выкапывание траншеи. Глубина определяется с учетом высоты изделия до натянутой нити и толщины подушки из цемента, последний из которых будет использоваться для надежности установки камня. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы вместить бордюр, при этом запас с каждой стороны должен составить 1 см, только так можно будет обеспечить удобство проведения работ.

Если у вас в наличии 20-сантиметровый камень, ширина которого равна 8 см, подушка из песка должна быть равна примерно 3 см. Еще это зависит от того, на какую высоту бордюр должен возвышаться. Теперь можно переходить к заливке основания

Важно создать ровную подушку из цемента, куда будет укладываться бордюр. Обеспечить ровность нужно правилом и маяками. В качестве последних можно использовать подручные материалы

В качестве последних можно использовать подручные материалы.

Следует взять деревянные бруски, длина и толщина которых составят 15 и 3 см соответственно. Заготовки укладываются на дно, расстояние между ними должно быть равно длине правила. После можно приступать к изготовлению цементно-песчаной смеси в пропорции 1 к 3. После выравнивания поверхности бруски следует достать, заполнив промежутки оставшейся смесью.

Почему необходим

Придают дополнительную прочность

Действительно ли стоит тратить свои силы на то, чтобы возиться с изготовлением и с установкой бордюров? Есть несколько причин, по которым они действительно нужны:

  • Придают завершенность всему проекту. Выверенные контуры всегда смотрятся эффектнее, чем ничем не ограниченная дорожка, которая кажется незаконченной.
  • Схема укладки Исключают подмывание дорожек. Падающие осадки или подступающая влага могут способствовать разрушению уложенного материала. Бордюры препятствуют этому процессу.

  • Придают дополнительную прочность. При ходьбе оказывается достаточно большое давление на поверхность. Если ступать на край, то его запросто можно повредить. Кромка придает дополнительный упор, что позволит избежать этого.
  • Экономия средств. Если учитывать два предыдущих шага, то становится понятно, что ремонт тротуара будет нужен реже, чем в других случаях.
  • Дополнительный ограничитель для людей с плохим зрением.
  • Бордюры большого размера препятствуют заезду транспортных средств на пешеходную часть. Это способствует безопасности прогуливающихся детей.

Придают завершенность

Минусов у такого решения просто нет, если не считать затрат средств и труда.

Какие существуют виды тротуарных бордюров

Прежде чем ознакомиться с методами укладки бордюров для тротуарной плитки своими руками важно разобраться в том, какие существуют виды таких дорожных ограждений. Как правило, для тротуаров и пешеходных дорожек, сделанных из тротуарной плитки, используется специальный бордюрный камень, имеющий вид параллелепипеда с одним срезанным углом

Правда, в строительных магазинах нередко можно встретить поребрики с декоративной отделкой. Также есть ограждения, имеющие цилиндрическую форму. Для решения определенных декоративных, дизайнерских или функциональных задач можно приобрести цветные поребрики желтого или бордового цвета

Как правило, для тротуаров и пешеходных дорожек, сделанных из тротуарной плитки, используется специальный бордюрный камень, имеющий вид параллелепипеда с одним срезанным углом. Правда, в строительных магазинах нередко можно встретить поребрики с декоративной отделкой. Также есть ограждения, имеющие цилиндрическую форму. Для решения определенных декоративных, дизайнерских или функциональных задач можно приобрести цветные поребрики желтого или бордового цвета.

Важно помнить о том, что заниматься своими руками укладкой тротуарной плитки без бордюра нет никакого смысла так, как подобное дорожное покрытие очень быстро придет в негодность в результате воздействия атмосферных осадков и температурных перепадов. Этого делать не стоит даже с целью экономии

Попробовать сэкономить можно разве путем самостоятельного изготовления бордюров методом заливки бетонной смеси в опалубку.

Вместо традиционных бетонных или каменных поребриков, можно установить пластиковые или металлические конструкции, которые отличаются своей практически полной незаметностью. Правда, стоит учитывать то, что такие ограждения не предназначаются для дорожных покрытий, которые будут испытывать серьезные внешние нагрузки. Они зачастую применяются только для разграничения территории при совпадении уровня дорожки с газоном.


Пластиковый бордюр для садовых дорожек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector