«поребрик» и «бордюр»

Содержание:

Полезные советы

Также необходимо заранее подготовить нужные инструменты, чтобы в ответный момент не оказаться без нужного инвентаря. Для укладки бордюра понадобится следующий набор инструментов:

  • мастерок,
  • лопата,
  • резиновый молоток,
  • леска или веревка,
  • строительный уровень,
  • ёмкость для смешивания раствора,
  • трамбовка,
  • захват для камня.

Все работы по укладке бордюра не такие сложные, как кажется изначально. Необходимо всего лишь следовать инструкциям, не нарушая технологии, проводить все этапы, и тогда ваша работа будет долгое время радовать вас

Также важно соблюдать пропорции и придерживаться расчетов. Не бойтесь начинать что-то новое и делать то, что никогда не делали. Экспериментируйте, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи, все в ваших руках, и все обязательно получится!

Экспериментируйте, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи, все в ваших руках, и все обязательно получится!

Варианты установки тротуарной плитки

Установка до монтажа тротуарной плитки

Установка тротуарного бордюра таким способом станет отличным вариантом для начинающего строителя. Можно применять метод и тем, кто решил своими руками выполнить укладку и тротуарной плитки, и изделия из камня или пластика. Так можно добиться практически идеальных и ровных пропорций и четко обозначить фронт работ.

Установка после монтажа тротуарной плитки

Благодаря этому методу, можно избежать перерасхода бордюрного материала и использовать его рационально. Метод востребован для тех, у кого есть опыт подобной работы своими руками. Также данного способа монтажа придерживаются и профессионалы.

Общие характеристики

Для разграничения пешеходной зоны от проезжей части дороги служит бортовой камень, который изготавливают из бетона или гранита, в зависимости от тех целей, которые поставлены.

Бортовой камень из бетона обычно серого цвета, используется практически повсеместно из-за своей относительной дешевизны и легкодоступности. Его можно увидеть на улицах любого города. Если найти достаточно старый бордюр (благо, этого добра навалом в провинциальных городах), то можно воочию лицезреть его внутреннюю структуру – это самый обычный бетон.

Гранит в основном применяется для украшения и в декоративных целях в парках, скверах и площадях. Объясняется это его дороговизной и богатой цветовой палитрой: красный, белый, серый, черный или желтый.

Производится бортовой камень методом вибролитья или вибропрессования. В зависимости от назначения, подразделяется на несколько видов:

  1. Бордюрный камень магистральный является самым большим по своим размерам из всех видов, применяется в основном на больших магистралях.
  2. Дорожный бордюр вибропрессованный. Им уложены практически все городские дороги и дворы. Служит такой бордюр порядка двадцати лет, в зависимости от условий эксплуатации. На сегодняшний день это самый востребованный материал в дорожном строительстве.
  3. Бордюрный камень садовый. Из названия становится понятно, что востребован он в основном в частном строительстве.

Укладка бортового камня преследует сразу несколько целей:

  • Для отделения пешеходной зоны и проезжей части от прочих участков дороги.
  • Укрепляет и препятствует разрушению тротуара.
  • Защищает полотно дороги и тротуар от размывания потоками воды.
  • Придание клумбам и газонам законченного архитектурного вида.

Поребрик: что это

Бордюр является своего рода разделителем между тротуаром и проезжей частью, которые находятся на одном уровне. Он может быть выполнен из кирпичей, которые находятся в вертикальном положении. Также он может быть изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. А поребрик — это небольшое ограждение между тротуаром, газоном или дорогой.

Зачастую материалом для поребрика может служить гранит. Например, в Санкт-Петербуге это довольно распространенное явление. Он присутствует вдоль всех набережных и на некоторых старинных улицах. Основными плюсами такого материала являются долговечность, высокая устойчивость к влаге и температурным перепадам, к механическим воздействиям. Также большую роль играет внешний вид материала. Изделия из него значительно преображают улицы города. Но единственным минусом является его стоимость. Поэтому далеко не в каждом городе можно наблюдать поребрики из гранита. Из этого стоит сделать вывод, что поребрик — это не просто защита пешеходов от автотранспорта, но и своего рода украшение городских улиц.

Бортовой камень для поребрика или бордюра — какая между ними разница?

Использование бортового камня возможно и для монтажа поребрика, и для установки бордюра. Если он установлен лежа на самой большой поверхности, тогда это скорее всего бордюр. Если бортовой камень установлен гранью (ребром) вверх, то в большинстве случаев это поребрик.

Бортовой камень для бордюра и поребрика

Однако, следует учитывать не только грани бортового камня, но и плоскости, которые разделяются. Разница между понятиями кроется еще и в этом. Если тротуар и дорога на одном уровне, тогда правильно будет сказать, что они разделены бордюром. Если же тротуар находится на другом уровне, нежели дорожное покрытие, тогда разграничиваются они поребриком. Поребрик и бордюр могут находиться в одной линии. Это особенно заметно вблизи пешеходного перехода. Для разграничения может использоваться один и тот же материал, но из-за его укладки (на широкую грань) и понижения уровня тротуара получается немного другая конструкция — бордюр. Можно сделать вывод, что поребрик — это сооружение, которое мешает спокойно передвигаться между дорожным и тротуарным полотном, а бордюр является лишь визуальным разграничителем.

Более простым вариантом выбора между названиями разграничителя может стать ваше местоположение. В Москве все эти конструкции обычно называют бордюрами, а в Санкт-Петербурге — поребриками. К сожалению, это будет не совсем правильно, но на устоявшиеся названия подобные «мелочи» никак не влияют. Смогут понять вас независимо от употребляемого слова в любой точке страны. Так стоит ли волноваться из-за правильности его использования?

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Сравнение основных типов бордюрных камней

Тип бордюров Описание
Дорожные или магистральные Габариты (Д:В:Ш): 100:30:15-18 см.

Отличаются повышенной прочностью, крупным размером и массой, так как используются в качестве магистрального элемента, отвечающего, в том числе, за безопасность и зонирование.

Как правило, магистральные бордюрные камни производятся серого цвета.

Тротуарные Габариты (Д:В:Ш): 100:20:6 см.

Тротуарные бордюры меньше и легче дорожных. Основное назначение – зонирование, придание эстетики.

Могут иметь различную форму и цвет.

Садовые или декоративные Габариты (Д:В:Ш): 100:20:8 см.

Садовые бордюры схожи по характеристикам с тротуарными, но иногда могут иметь и более низкие качественные показатели.

Основное назначение – зонирование, придание эстетики. Имеют наибольшее многообразие формы и цвета.

Установка бордюров дорожного типа подразумевает обязательное устройство более качественного основания, чем установка бордюров в целях декора.

Также можно выделить радиальные бордюры, которые чаще всего относятся к дорожным или тротуарным типам

Особенностью радиальных бордюров является округлая форма, что позволяет использовать их для кругового ограждения различных объектов, а также круглых перекрестков автомобильных дорог.

Те же самые задачи может решить установка обыкновенных бордюров, однако радиусные камни обеспечивают максимально плавное закругление.
«При выборе бордюрных камней обратите внимание на показатель морозостойкости, который отражает количество циклов заморозки-разморозки, которые способно выдержать изделие. Рекомендуемое минимальное значение – F200, что означает 200 циклов заморозки-разморозки, чего должно хватить примерно на 40 лет эксплуатации при прочих благоприятных условиях»

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3

от верхней точки камня, ширина —на 10 сантиметров больше размера блока.

Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа

, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Какие бетонные бордюры лучше купить – вибропрессованные или вибролитые?

Вибролитье – производственная технология, часто применяемая в кустарных условиях. В состав сырьевой смеси входят: вяжущее (портландцемент, шлакопортландцемент), песок, мелкофракционный щебень, добавки для улучшения характеристик готовых изделий, красящие пигменты, вода. Подготовленная бетонная смесь загружается в многоразовые формы и уплотняется на вибростоле. Уплотненные изделия в формах располагают на стеллажах для затвердевания. Обычно вибролитьем изготавливают небольшие партии бордюров для укладки на приусадебных участках. Для вибролитых бордюров характерна высокая пористость и относительно низкие прочность, водостойкость и показатель морозостойкости. В регионах с холодным климатом и/или частыми сменами отрицательных и положительных температур вибролитые изделия использовать не рекомендуется.

При производстве крупных партий бордюров с характеристиками обычно используют способ полусухого вибропрессования. Эта технология заключается в воздействии на сформованную бетонную смесь вибраций и высокого давления. Компоненты бетонной смеси – стандартные. Особенность – низкое водоцементное соотношение. 

Преимущества технологии вибропрессования:

  • Нет необходимости выдерживать продукцию в формах перед распалубкой. Сформованные бордюры, хорошо сохраняющие форму без опалубки, отправляются в зону сушки. Сушка может осуществляться на открытом воздухе в течение суток при температурах выше +10 °C или в пропарочных камерах – до 8 часов.
  • Высокий уровень автоматизации, обеспечивающий хорошую производительность процесса и минимальное привлечение ручного труда, уменьшение его влияния на конечный результат.
  • Простота управления вибропрессом, возможность менять формовочную оснастку без привлечения высококвалифицированных специалистов.
  • Возможность изготовления широкой номенклатуры бортовых камней.
  • Краткие сроки технологического процесса по сравнению с вибролитьем.

В результате вибропрессования получают бортовые камни с характеристиками, значительно превышающими свойства вибролитых изделий. Для вибропрессованной продукции характерны:

  • точность геометрических форм и размеров;
  • низкое водопоглощение (благодаря высокой плотности), позволяющее использовать вибропрессованные бордюры в любых климатических зонах;
  • хорошая морозостойкость;
  • устойчивость к воздействию умеренно агрессивных сред.

В компании «Лентехстром» можно приобрести качественные вибропрессованные бордюрные камни, выбрав продукцию, подходящую для использования на междугородных трассах, в городских условиях, на придомовых территориях.

Сравнение

На самом деле в интернете ходит довольно противоречивая информация про отличие бордюра от поребрика. К примеру, в некоторых источниках сообщается о том, что эти названия соответствуют разным способам укладки бортового камня. Согласно такой версии, бордюр образуется, когда фрагменты материала располагаются вровень с тротуаром или газоном, а поребрик – это барьер с выступающим над поверхностью «ребром». Однако подобные сведения не имеют официального подтверждения.

Сообщается также, что дорожники словом «бордюр» называют полосу из широкого камня, с помощью которой обычно разграничиваются дорога и тротуар. Поребриками же именуют полосы из тонких пластин материала, служащие, к примеру, для выделения дорожек в парках. Но и такое употребление понятий не является официальным. Между тем в ГОСТе термин «поребрик» не используется, а при упоминании дорожных ограждений и их характеристик составители обходятся словом «бордюр». Если же обратиться к словарям, можно заметить, что в них значения двух терминов в отношении дорожного строительства приравниваются друг к другу. В общем эти источники определяют и «бордюр», и «поребрик» как невысокий барьер, проходящий по краю дороги или тротуара.

Таким образом, вопрос, в чем разница между бордюром и поребриком, касается по большей мере разговорных предпочтений жителей того или иного города. Ведь, как известно, «бордюр» – слово, более привычное для москвичей. В Петербурге же полюбившимся вариантом названия является «поребрик». И то и другое обозначение дорожного элемента имеет право на существование.

Во всех городах без исключения имеются разграничения между проезжей частью и пешеходной зоной. Они имеют вид особых разделительных полос. Именно эти разграничители вызывают в народе множество споров. Как они правильно называются? Одни именуют их поребриками, а другие бордюрами. Может речь идёт о двух разных разграничивающих элементов? Так чем отличается бордюр от поребрика? Именно в этом вопросе мы постараемся разобраться в данной статье.

Материалы для бордюра и способы установки

Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:

  1. Металла.
  2. Кирпича.
  3. Натурального (природного) камня.
  4. Бетона.

Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.

Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил — для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:

  • 2.5 части песка;
  • две части щебня (мелкого);
  • часть цемента;
  • две части воды.

Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка

Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.

Технология производства

Относительно того, чем отличается поребрик от бордюра в технике производства, считается, что различия имеются только в способе укладки бордюрного камня. Бетонные блоки могут быть разной длины и массы. Их выбор зависит от вида работы — вручную или с помощью техники.

Начало процесса заключается в разметке полотна. Необходимо следить за тем, чтобы линии располагались параллельно друг другу. На следующем этапе копается неглубокая канава или траншея. Над ней натягивается плотная нить. На дно ямы насыпается песок для создания мягкой подушки под блок. Песчаный слой утрамбовывается и выравнивается, после чего заливается раствором. На него устанавливается бортовой камень, вокруг него насыпается грунт.

Технология производства должна соответствовать государственному стандарту и включать в себя следующие способы литья бетона:

  1. Вибролитьё имеет мелкопористую структуру, что увеличивает прочность элемента. Позволяет добиться правильной формы и чётких размеров. Внешняя поверхность получается элегантной и состоит из облицовочной и внутренней стороны.
  2. Вибропрессовка отличается неопрятным видом со сколами и трещинами. Наличие внутренних пустот приводит к уменьшению морозостойкости и прочности. Единственным плюсом считается низкая цена таких конструкций.

Необходимые материалы

Материалы, из которых состоят изделия для строительства, могут быть разного цвета и обладать различными физическими свойствами. Самые популярные из них:

  1. Гранит — элитный материал. Используется для облагораживания частных особняков, скверов, парков. Имеет богатую цветовую палитру.
  2. Бетон. Благодаря невысокой стоимости является наиболее доступным и используемым в производстве.
  3. Пластик применяется в организации красивых ограждений для цветочных клумб. Удобство состоит в его гибкости и долговечности.

https://youtube.com/watch?v=1zBIxuhxMiE

Полезные рекомендации

В ландшафтном дизайне часто присутствуют дорожки с изгибами и поворотами. Для создания бордюра потребуется его нарезка. В случае самостоятельного монтажа такая работа не обходится без болгарки, круг которой должен иметь алмазное напыление

При осторожном использовании болгарки можно добиться разрезов высокой точности. Если работает строительная бригада, подойдёт специальная гильотина

Она более проста в применении, но для работы с этим инструментом требуется узкая специализация.

При создании бордюров и поребриков основным условием является строгое соблюдение инструкции. Подбор качественных материалов гарантирует долговечность и красоту. Зная отличие бордюра от поребрика, можно обустроить приусадебный участок исходя из особенностей ландшафта и личных предпочтений.

Это интересно: бордюрная трава.

https://youtube.com/watch?v=Jle8FymB1LM

Специально для вас:

Бордюры для клумб: создание ограждений для цветников своими руками

Виды садовой бордюрной ленты и её установка на грядки

Особенности бордюра

Этот тип оградительных материалов является не только функциональным, но и играет роль эстетического элемента. Он может иметь определенный оттенок, создавая цветную полосу, которая обрамляет объект. Это может быть кайма для аллеи, площадки, прочих зон ландшафта.

В различных городах оградительные материалы называют по-разному. Например, в Карелии, Санкт-Петербурге каменные ограждения называют поребриком, а в Москве и большинстве других городов страны – бордюром.

Раньше оградительные конструкции изготавливались одинакового стандартного размера. Сегодня бортовой камень бывает разной длины и ширины. Форма граней или поперечного сечения может отличаться. Выпускаются материалы для обрамления с гладкими и неровными поверхностями серого цвета или с оттенком.

Материалы для поребриков и способы установки

Существует две версии этимологии этого слова. По одной версии, оно пришло в русский язык во времена Петра I, вместе с хлынувшими в Петербург голландцами. По другой версии, поребрик — исконно русское слово, которое образовалось от слова «ребро», на которое устанавливали конструкцию. Вторая версия кажется более вероятной.

Поребрик — это еще особый способ кладки кирпича, когда отдельный ряд выкладывается под углом к остальным. Так получается своеобразная эстетически привлекательная декоративная вставка на стене здания.

Поребриком, в отличие от бордюра, называют только конструкции, которые отделяют тротуар или дорожки от проезжей части или земельного участка. Немного иные и его функции:

  • разделение зон;
  • повышение безопасности движения;
  • укрепление дорожного полотна;
  • улучшение внешнего вида.

Для поребриков чаще всего используется бортовой камень. Под его укладку потребуется небольшая подготовка поверхности: насыпь из щебня и песка или ленточный фундамент. Зато материальные характеристики позволяют рассчитывать на особенную прочность и долгую эксплуатацию.

Выбрать для поребрика можно колотый или полированный камень. Они очень отличаются по внешнему виду, но схожи в характеристиках. Если вы остановитесь на бортовом камне, тогда сможете выбрать не только его размеры, но и цвет. Прокрашивают их целиком, поэтому при необходимости среза, разница по цвету между гранями не будет бросаться в глаза. Будет заметно небольшое отличие между гладкостью поверхностей, но только если сильно присматриваться.

Можно сделать поребрик из бетона с использованием арматуры, но без специального покрытия, он не прослужит долго. Кирпич — тоже не самый лучший вариант, потому что быстро разрушается.

Материалы оградительных конструкций

Невысокие ограждения изготавливаются из тяжелых бетонных смесей, которые могут иметь армировку или выпускаются без нее. Для изготовления поребриков, бордюров используют природный камень, например, гранит.

При выборе материала, из которого изготавливают кайму, учитывают, какие нагрузки будут действовать на него. Гранит отличается износостойкостью, твердостью. Он имеет красивую фактуру и цвет, поэтому выполняет декоративную функцию.

Железобетон прочный, долговечный материал, способный выдержать большие нагрузки в течение длительного времени. Если в конструкции не предусмотрена армировка, блоки выполняют преимущественно декоративную функцию, подвергать их нагрузкам нельзя. В противном случае бетон быстро раскрошится.

Тротуарный бордюр

При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели

Физические характеристики

К ним относятся:

  1. Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
  2. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
  3. Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
  4. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.

Преимущества тротуарного бордюра

Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

  • долговечность;
  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • износостойкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • эстетичность;
  • простота установки.

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным лекалам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Они имеют прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Такие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector