Как высверлить каленый болт: несколько способов. как выкрутить сломанную шпильку: советы мастера

Содержание:

Причины поломки сверл по металлу

Фотография №1: сломанное сверло

К поломке сверл приводят следующие причины.

Сверление инструментами, изготовленными из меньших по твердости материалов. По этой причине сверла ломаются чаще всего.

Несоблюдение режима резания. При сверлении на мощностях, превышающих рекомендуемые, возникают перегревы и перегрузки.

Износ режущих кромок. К нему приводят длительное использование инструмента без заточки, превышение нагрузки и иные факторы.

Несоблюдение режима охлаждение. К поломкам приводит использование малого количества охлаждающей жидкости или неправильный ее состав. Возникает перегрев.

Кроме этого, проблемы могут возникнуть из-за неправильного подбора диаметра сверла.

Что такое экстрактор — конструкция и виды

Экстрактор — это полезный инструмент, который предназначен для выкручивания деформированных резьбовых соединений. Конструктивно инструмент представляет собой бородок или добойник, который состоит из двух частей:

  • Рабочая — имеет клиновидную резьбу, которая нарезана в левую сторону (для крепежей с левой резьбой применяются устройства с правой резьбой)
  • Хвостовик — шести- или четырехгранная форма, которая нужна для подсоединения дополнительного инструмента воротка, плашкодержателя или шуруповерта

Производители выпускают разных размеров экстракторы, что актуально, так как резьбовые соединители имеют разные диаметры. Именно поэтому экстракторы продаются наборами, что позволяет при необходимости, когда надо выкрутить сломанный болт, воспользоваться подходящей насадкой. Наиболее популярными являются размеры экстракторов от М1 до М16.

Устройства отличаются по конструкции, и они бывают:

  1. Клиновидными — имеют вид конуса без резьбовых граней. Принцип их работы заключается в том, что в застрявшей части болта просверливается отверстие. Диаметр сверлимого отверстия должен быть таким, чтобы экстрактор плотно вошел в зацепление с застрявшим болтом. Насадка слегка вбивается в просверленное отверстие, а затем выполняется вывинчивание застрявшего болта при помощи воротка. Инструмент прост в применении, однако для достижения положительного результата, следует сверлить отверстие в застрявшем болту строго по центру. Смещение отверстия приводит к тому, что можно сломать инструмент
  2. Спиральными или резьбовыми — имеют клиновидную форму стержней с резьбовыми или спиралевидными гранями. Отличие между спиральными и резьбовыми скрывается в надежности зацепления. Принцип работы таких устройств заключается в том, что предварительно высверливается отверстие в застрявшем крепежном соединении, а затем в направлении против часовой стрелки происходит завинчивание стержневого экстрактора. После надежного зацепления стержня, происходит вывинчивание застрявшего болта. Если застрял болт с левой резьбой, то необходимо использовать экстракторы с нарезкой граней в правом направлении, то есть наоборот
  3. Стержневыми — имеют укороченную форму рабочей части, которая состоит из прямых граней и с перпендикулярными прорезями. Экстракторы стержневого типа напоминают метчики для нарезания резьбы на гайках. Принцип работы таких устройств также аналогичен метчикам. Керном ставится отметка по центру, после чего завинчивается стержневой экстрактор в направлении против часовой стрелки. Как только грани насадки зацепляются с застрявшим болтом, происходит заклинивание с последующим его вывинчиванием

Наиболее популярными являются модели спирального типа. Для изготовления устройств используется высокопрочная легированная сталь, отчего и стоимость инструментов соответствующая. Самыми дешевыми являются клиновидные экстракторы, однако они не эффективны в таких ситуациях:

  • Когда отсутствует пространство для того, чтобы забить в отверстие клин
  • Когда удары молотком могут нарушить целостность всего устройства, в которое завинчен отломанный болт

Спиральные устройства исключены недостатков клиновидных экстракторов, однако для их использования, предварительно требуется просверлить отверстие. Если отломанный болт находится в труднодоступном месте, и подлезть к нему дрелью невозможно, то применяются стержневые экстракторы. Стержневые устройства имеют хвостовики шестигранной формы для закрепления в патроне дрели или шуруповерта.

https://youtube.com/watch?v=7r4_2QDN1RM%3F

Это интересно! Следует понимать, что экстракторы применяются в самых крайних случаях, когда на болте оторвана шляпка заподлицо. Если слизаны грани шляпки, то выкрутить болт можно при помощи специальных зажимных клещей — ручные тиски.

Устройство и виды экстрактора

Чтобы удалить остаток застрявшей детали,  ее нужно каким-то образом нарастить. Смекалистые мастера пользуются несколькими методами. Можно сваркой прихватить другой крепежный болт с головкой или просверлив отверстие, затем забив в него рукоятку треугольного напильника, попытаться извлечь обломок таким образом.

Однако это не столь удобно. Работа требует значительных усилий, навыков, а некоторых случаях удачи, поскольку не всегда удается выполнить эту операцию. Гораздо разумнее воспользоваться приспособлением, которое бывает трех видов:

Клиновидное. За счет острых граней приспособление надежно удерживается в заранее просверленном отверстии. Остается только вывернуть болт обычным ключом.

Стержневое. Принцип работы такой же как у клиновидного типа. Отличие только в форме клина.

Винтовое спиральное. Удобное приспособление. В отличие от предыдущих двух видов изделие не вбивается, а вкручивается в отверстие. Конусная форма с насечками, напоминающими резьбу при вращении входит в болт и заклинивает. Нужно продолжать крутить в том же направлении до полного извлечения обломка.

Видео: Виды «выкручивателя» поломанных болтов

Типоразмеры экстрактора позволяют подобрать оптимальную модель для застрявшего обломка. Продаются они как поштучно, так и в комплектах. Набор содержит дополнительные элементы для облегчения работы. Может возникнуть проблема снятия обломанного куска с приспособления. Застрять он может очень прочно. Тогда нужно зажать его в тиски и аккуратно извлечь приспособление.

Молоток и плоская отвертка/зубило

Нам потребуется: молоток, плоская отвертка или зубило.

Источник – справочник Historic Naval Ships Association

Источник – справочник Historic Naval Ships Association

Еще один популярный, доступный и простой способ, но, к сожалению, не всегда эффективный. В большинстве случаев болт обламывается с выступающей частью, которой мы и воспользуемся. Все предельно просто, берем отвертку, упираем ее в тот самый торчащий торец под углом и с помощью молотка наносим удары под углом в сторону вывинчивая и начинаем проворачивать болт. Если необходимы более серьезные усилия – рекомендую заменить отвертку зубилом.

Профилактические меры при вкручивании болтов в деталь

Для того, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами, лучше всего их предупредить. Сделать это несложно и особых проблем такая работа не доставит.

Универсальный состав WD-40 подходит для разнообразных целей, от смазки до очистки от ржавчины

Перед тем, как «намертво» затянуть болт, отверстие необходимо обильно смазать «WD-40» или соляркой. Через некоторое время требуется несколько раз ввернуть и выкрутить болт. Остаётся смазать его резьбу, после чего можно её протянуть.

Ещё одним неплохим средством профилактики является свечной парафин. Им нужно натереть резьбу болта перед тем, как его вкрутить. Неплохо будет после полной протяжки немного разогреть метиз обычной газовой горелкой. Парафин при этом растает и заполнит все мельчайшие пустоты. После этих действий у коррозии просто не останется шансов.

Имеет смысл держать в гараже пару свечей – неизвестно, для чего они могут пригодиться

Стоит ли использовать мыло для смазки резьбы

Ответ на этот вопрос однозначен – ни в коем случае. Дело в том, что при изготовлении как хозяйственного, так и туалетного мыла используется щёлочь. Её количество ничтожно мало, однако этого достаточно для инициации процесса окисления металлов. В результате, на болте, как и на самой детали, появляются раковины. Они соединяются в процессе коррозии, и уже через каких-то полгода вывернуть метиз уже не удастся даже при помощи экстрактора. Подобный процесс в простонародье называется прикипанием.

А вот мыло для смазки болтов при закручивании использовать не стоит

Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку

Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.

Нарезаем новую резьбу метчиком.

На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет – покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.

Узел восстановлен.

Как открутить болт с сорванными гранями?

Очень удачно, если вокруг проблемного соединения есть пространство, которое позволяет использовать для раскручивания такие инструменты, как разводной ключ либо пассатижи.

Болт с сорванными гранями под отвертку

Если доступ к болту с сорванными гранями ограничен, то можно сделать на шляпке болта насечку зубилом или при помощи болгарки. После этого нужно пробовать выкрутить его отверткой, а если он снова не поддается, то поставить отвертку под углом к прикипевшему болту и бить по ней молотком, пытаясь создать вращательное движение (против часовой стрелки).

Болт, имеющий выступающую головку под внутренний шестигранник или звездочку

Такой болт можно выкручивать:

Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой (важно выполнять пропил с абсолютно вертикальными стенками, чтобы отвертка в процессе раскручивания не соскакивала); При помощи звездочки TORX подходящего размера (выбирается так, чтобы шлицами она не проходила в отверстие под шестигранник, но и не была слишком большой). Такая звездочка должна прорубить шляпку болта шлицами, войдя плотно в саму шляпку. Затем следует откручивать болт рывком, чтобы избежать срыва шлиц звездочки

Не нужно использовать для этой манипуляции звездочки TORX, имеющие отверстия в центре, поскольку при забивании они отламываются. При помощи дрели, сверла и набора специальных экстракторов (продаются в строительных и автомагазинах). Для этого строго в центре болта высверливаем отверстие, аккуратно забиваем в него экстрактор подходящего размера, а затем плоскогубцами выкручиваем его вместе с болтом. Это будет сделать просто, поскольку экстрактор имеет направление нарезки резьбы противоположное с болтом. При помощи дрели с реверсом и сверла левого вращения, диаметр которого должен быть чуть меньше, чем поврежденный болт. Вначале обычным тонким сверлом делается небольшое отверстие, а затем в дрель ставим сверло левого вращения и включаем дрель в режим инверсивного вращения

Затем следует откручивать болт рывком, чтобы избежать срыва шлиц звездочки. Не нужно использовать для этой манипуляции звездочки TORX, имеющие отверстия в центре, поскольку при забивании они отламываются. При помощи дрели, сверла и набора специальных экстракторов (продаются в строительных и автомагазинах). Для этого строго в центре болта высверливаем отверстие, аккуратно забиваем в него экстрактор подходящего размера, а затем плоскогубцами выкручиваем его вместе с болтом. Это будет сделать просто, поскольку экстрактор имеет направление нарезки резьбы противоположное с болтом. При помощи дрели с реверсом и сверла левого вращения, диаметр которого должен быть чуть меньше, чем поврежденный болт. Вначале обычным тонким сверлом делается небольшое отверстие, а затем в дрель ставим сверло левого вращения и включаем дрель в режим инверсивного вращения.

Болт, имеющий отверстие под шестигранник

Такой болт можно выкручивать:

  • Используя надфиль для получения следующего размера под шестигранник (в этом случае болт можно даже использовать повторно);
  • При помощи звездочки TORX подходящего размера;
  • Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой;
  • При помощи экстрактора, который вкручивается прямо в отверстие под шестигранник.

Болты шатунов из стали

Такой болт можно выкручивать:

  • При помощи экстрактора подходящего размера;
  • При помощи электросварки. Для этого необходимо вставить и приварить ненужный шестигранник, который соответствует по размеру болту. Следует отметить, что такой способ подойдет только для болтов, выполненных из стали.

Как открутить сорванный болт?

Основные методы:

  1. Зачищают поверхность металлической щеткой и обрабатывают соляркой или керосином. Пытаются открутить гайку накидным ключом. Хотя нет стопроцентной гарантии, что она открутится.
  2. При помощи зубила и молотка наносят удары в сторону откручивания. Этот способ не подойдет для маленькой гайки.
  3. Газовый ключ с мощным зажимом хорошее средство в данной ситуации. Им легко захватывать даже круглые предметы, но тяжелее в труднодоступных местах. Чем длиннее рукоятка, тем легче проводить операции по откручиванию.
  4. Когда крепежный материал с большим размером и выкрутить его трудно, то можно при помощи сварочного оборудования нанести металлическое покрытие и подготовить напильником нужную форму под ключ.
  5. Выпиливают дрелью отверстие внутри тела крепежного элемента, продевают через него прут г-образной формы, который послужит рукояткой, и извлекают.

Когда хватает места для применения разводного ключа или пассатижей — это хорошо, а что делать в других ситуациях?

Как открутить болт с головкой под шестигранник или звездочку

Для выемки элемента применяют газовый ключ с обжатием детали, делают пропил на шляпке болгаркой и выкручивают отверткой, экстрактором соответствующего размера, специальными инструментами (гайковерт, шпильковерт), приобретать которые выгодно только в том случае, если с такими проблемами приходится сталкиваться довольно часто.

Подбирают звездочку TORX по размеру (она не должна быть большой и шлицами проходить в отверстие под шестигранник). Ее вводят плотно в шляпку и рывком откручивают болт, во избежание срыва шлиц звездочки. При забивании звездочек с отверстиями в центре они отламываются, поэтому использовать их не рекомендуется.

В любом строительном и автомагазине продаются наборы экстракторов. Внешне это приспособление имеет вид металлического прута с конусной резьбой с левой стороны и граненым основанием с правой. С их помощью откручивают гайки с сорванными гранями. Для этого высверливают отверстие строго в центре болта, забивают туда экстрактор нужного размера и выкручивают плоскогубцами. Делается это просто и быстро, потому что у экстрактора нарезка противоположная.

Дрель с реверсом – незаменимая вещь. Делают тонким сверлом отверстие у болта. Берут сверло левого вращения с меньшим диаметром и в режиме инверсивного вращения высверливают поврежденный болт.

Сложный вариант

Если не вышло выкрутить этими способами – будем сверлить. Главное, чтобы обломившийся болт был не каленый. Есть несколько способов, которые требуется попробовать перед тем, как пробовать высверлить сломанный болт. Самое элементарное – берем дрель с реверсом и сверло. Иногда такой фокус проходит с обычным саморезом по металлу, со сверлом на конце. Нажимаем на сломанный остаток, маленькими оборотами пытаемся открутить, здесь нужна аккуратность – крутить нужно «внатяжку». При неудаче этих способов переходим к серьезным действиям. Когда диаметр шпильки небольшой, нужно определить, каким способом извлекать обломок – для двух вариантов места недостаточно.

Способ первый. Сверлом небольшого диаметра делаем два отверстия в обломке. Друг против друга. Сверлим неглубоко – около 5 – 10 мм, желательно подальше от центра. Затем берем съемник стопорных колец, узкогубцы или просто вставляем два гвоздя, зажимаем их пассатижами – пробуем выкрутить.

Технология извлечения болта

Способ второй. Нужен специальный инструмент – экстрактор. Он продается в магазинах инструмента. Представляет собой что-то вроде конусного сверла, имеет обратную резьбу, очень твердый каленый металл. Сначала подбираем сверло под его диаметр. Аккуратно размечаем керном центр шпильки, он нам нужен, чтобы высверлить отверстие. Глубоко не нужно – достаточно просверлить чуть глубже, чем длина экстрактора. Затем заворачиваем экстрактор, пытаемся выкрутить обломанный кусок.

Выкручивание сломанного болта при помощи другого

Минус только в том, что для выполнения задачи требуется дрель, а она далеко не всегда есть под рукой, и придется потратить один новый метиз. Поэтому имеет смысл рассмотреть более легкие в реализации и универсальные в бытовом плане решения, а это отложить про запас, на тот случай, когда не будет другого выхода.

Керн и молоток

Подходящий выбор тогда, когда сорвало шляпку или если дефект обнаружился в самом начале резьбы, и под рукой нет отвертки. Посмотрите, наконечник приспособления для нанесения разметки острый и поэтому замечательно подходит для деформации среза. Несколько легких ударов, и вот поверхность уже перестала быть ровной, за нее уже можно зацепиться плоскогубцами и выдернуть застрявшее тело.

Вывинтить шпильку экстрактором

Итак, у вас залом болта, как выкрутить его, пользуясь данным устройством:

  1. Залить место контакта смазкой или, если соединение застарело и прикипело, растворителем ржавчины.

  2. Выполнить отверстие (того же диаметра, что и поврежденный крепеж), используя в качестве направляющей одну из идущих в комплекте трубок.

  3. Вбить стержень до глубины заклинивания.

  4. Извлечь элемент инструмента вместе с остатками тела, пользуясь гаечным ключом.

После этого нужно лишь положить изношенный метиз на твердую поверхность и несколько раз легонько ударить по нему, чтобы ослабить силу контакта и снять его с рабочей части инструмента.

Методика того, как открутить заломыш экстрактором, может несколько отличаться в зависимости от того, где именно крепеж угораздило обломаться:

  • Выше/ниже корпуса двигателя (или другого функционального узла) – необходимо установить направляющую, высверлить отверстие, забить в него стержень, достать поврежденный элемент.

  • Вровень с поверхностью – следует использовать еще и кернер, для центрирования; а когда наметите точку для расположения втулки, останется лишь повторить вышеназванные операции.

Высверлить тело

  • Дрель по металлу с набором насадок.

  • Отвертки с разными жалами.

  • Напильник трехгранный

  • Надежные плоскогубцы или, еще лучше, газовый ключ.

  • Метчик.

  • Несколько надфилей различных форм и размеров.

Также нелишним будет состав WD-40: напоминаем, им стоит залить рабочую зону за 15 минут до выполнения операций, он растворит часть ржавчины.

  1. Наденьте самую тонкую насадку, включите дрель и сделайте углубление ровно по центру метиза; старайтесь не уходить в сторону, это чревато последующими затруднениями.

  2. Меняйте сверла, постепенно увеличивая их сечение, до тех пор, пока отверстие не будет занимать 1/3 диаметра тела.

  3. Забивайте напильник, причем аккуратно, но плотно, ведь если он не сможет хорошо держаться, вы не сможете вытащить поврежденный элемент.

  4. Возьмите плоскогубцы или газовый ключ, зажмите ими трехгранник и начинайте совершать круговые движения, стремясь вытянуть крепеж.

Должно получиться, но как вывернуть и снять, чем открутить сломанный болт, если он не поддается даже после всех этих действий? Необходимо расширить отверстие до состояния, чтобы в него входил еще один метиз, но поменьше и с противоположной нарезкой (обычно левой). В таком случае второй будет выступать в роли шляпки, после того как ввинтится в первый.

Если не выйдет и это, просто продолжайте увеличивать диаметр и длину углубления – до тех пор, пока давление на остатки крепежного элемента не ослабнет, тогда они начнут шататься и извлечь их не составит труда, воспользовавшись подходящим метчиком.

Высверливаем обломок

Самым трудоемким способом является высверливание сломанных болтов. Использовать его стоит только в крайних случаях, когда другие методы не подойдут. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходима высокая точность проводимых работ, так как вероятность повреждения резьбы очень велика. Во-вторых, сломать болт будет не так уж и просто, потребует времени и нескольких размеров сверл.

Если навыка подобных работ нет, самым приемлемым вариантом будет использовать для начала тонкое сверло, а потом большего диаметра. Смыслом метода является выбор размера, который будет максимально близким к размеру шпильки. После проведенных работ обломок болта нужно удалить с помощью магнита.

Способы откручивания болтов, шурупов, винтов со слизанными гранями

Если привычным способом не получилось открутить крепёжные элементы, у которых слизались грани, можно использовать один из нескольких проверенных вариантов.

Газовый ключ

Этот метод применяют при откручивании болтов, так как у них выступает головка, за которую можно ухватиться. Для этого:

  1. Очищают головку болта.
  2. Смазывают место соединения керосином или соляркой, хорошо помогает жидкость типа WD-40, и оставляют на 15–20 минут.
  3. Откручивают болт. Делают это газовым ключом. С его помощью создаётся большое усилие и удаётся хорошо захватить даже круглую головку.

Недостаток такого способа в том, что не всегда есть возможность подобраться газовым ключом к нужному болту.

Нарезка новых граней

Если болт крупный, то при помощи болгарки на нём можно нарезать новые грани. Достаточно сделать их всего 4 и при помощи уже меньшего ключа открутить болт. Можно нарезать новые грани на болте напильником, но это сложнее и дольше. На головке винта или шурупа можно сделать прорез при помощи ножовки по металлу или болгарки.

На головке шурупа или винта можно сделать более глубокий надрез для отвёртки

Молоток и зубило или ударная отвёртка

Этот вариант больше подходит для слизанных гаек или достаточно крупных винтов. Зубило упирают в головку крепёжного элемента и, ударяя по нему молотком, постепенно проворачивают винт или гайку. Небольшие винты или шурупы можно открутить при помощи ударной отвёртки и молотка. После ослабления крепления работа выполняется уже обычной отвёрткой.

Ударной отвёрткой можно открутить небольшие винты или шурупы со слизанными шлицами

Жгут или кусок резины

В этом случае используют небольшую часть медицинского жгута или кусочек плотной резины. Выбранный материал укладывают сверху на головку винта или шурупа, после чего надавливают отвёрткой и постепенно его проворачивают. Наличие резины поможет увеличить трение и решить проблему.

Жгут укладывают между отвёрткой и головкой винта или шурупа

Экстрактор

Экстрактор — специальный инструмент, который используется для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками.

Экстрактор — инструмент для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками

Порядок его применения:

  1. При помощи тонкого сверла в головке делают небольшое отверстие. В некоторых случаях экстрактор можно просто забивать в слизанный шлиц винта.
  2. Подбирают экстрактор необходимого диаметра. Вбивают или вкручивают его в подготовленное отверстие. Это зависит от того, применяется обычный или винтовой инструмент.
  3. Выкручивают болт.

Видео: откручивание слизанного винта при помощи экстрактора

Обычное или левостороннее сверло

В продаже есть левосторонние свёрла с вращением против часовой стрелки. Они улучшают центрирование инструмента и снижают нагрузку на сверло, что даёт более высокую производительность и точность сверления. Вставив такой инструмент в дрель, можно открутить винт или шуруп со слизанной головкой. Если левостороннего сверла нет, можно попробовать высверлить застрявший крепёж при помощи обычного. В этом случае надо брать сверло, диаметр которого меньше диаметра болта или винта

Действовать необходимо осторожно, чтобы не пришлось потом нарезать резьбу для нового крепежа

Сверло должно иметь диаметр меньше, чем у проблемного болта

Клей

К головке проблемного винта или шурупа при помощи эпоксидного клея или клея под названием «холодная сварка» фиксируют гайку соответствующего диаметра. После того как клей надёжно её закрепит, при помощи ключа проворачивают гайку и вместе с ней откручивают винт или шуруп.

При помощи клея к слизанной головке фиксируют гайку, а затем вместе с ней откручивают винт

Сварка

Если рядом есть сварочный аппарат, то зафиксировать на головке болта или винта новую гайку можно путём её приваривания. После этого его можно будет сразу открутить.

К проблемному болту или винту можно приварить новую гайку

Припой и паяльник

Если надо открутить небольшой шуруп или винтик, используют паяльник и припой:

  1. Разогретый припой капают на головку крепёжного элемента со слизанными гранями.
  2. Пока олово не застыло, в него вставляют отвёртку и ожидают несколько минут.

  3. Откручивают проблемный винт и чистят жало отвёртки от припоя.

Подготовка перед выворачиванием обломка

Первым этапом в ситуации, когда сломался болт, является очистка поверхности от грязи и смазочных материалов, чтобы была видна каждая мелочь и неровность поверхности. Благодаря этому часто можно увидеть заломыш в труднодоступном месте, благодаря которому появляется возможность выкрутить поврежденный болт практически без дополнительных усилий. Извлечь его в этом случае можно при помощи отвертки и молотка. Этот способ будет описан чуть ниже.

Вторым этапом оценивается характер излома, и определяется способ как достать сломанный болт. Выбор будет зависеть от того, в каком состоянии находится крепление и насколько удобно будет выкручивать крепление.

Способы откручивания закисших болтов

Автолюбители, а именно им чаще всего приходится бороться с прикипевшими болтами, знают, как открутить закисший болт. Используют несколько методов откручивания, включая применение физического и температурного воздействия, химических составов.

Обстукивание и физическое воздействие

Воздействие посредством молотка и зубила помогает нарушить адгезию материалов, коррозию, в результате чего болт поддается и выкручивается.

Обстукивание. Подготовительное мероприятие, которое помогает разрушить окиси. В легких случаях уже после обстукивания удается выкрутить метиз. Достаточно 2-3 раза ударить по крепежному элементу молотком, используя медную наставку.
Расшатывание. Как и обстукивание, направлено на разрушение ржавчины. Следует не откручивать, а наоборот, еще туже затянуть болт, и только после этого пытаться вывинтить.
Рычаг. Его советуют использовать в качестве ключевого подручного средства. Предварительно следует очистить щеткой с металлическим ворсом сам метиз и область вокруг него. Затем на головку крепежа надевают накидной ключ, а на ключ — трубу. Рычаг увеличивает силу воздействия, но прикладывать чрезмерные усилия не рекомендуется, так как это ведет к слизыванию граней гайки и поломке ключа.
Зубило. С помощью этой эффективной методики можно разбить ржавчину, благодаря чему крепеж сорвется с места

Однако в этом случае важно, каким именно образом установлено зубило. Оно должно быть приставлено ближе к грани болта/гайки, под углом, по направлению в сторону откручивания

По тупой стороне зубила следует нанести резкий и мощный удар молотком.

WD-40 и проникающие средства

WD-40 – популярное средство, которым пользуются практически все автомобилисты. Если вдруг его не оказалось под рукой, другие жидкости, типа бензина, керосина, уайт-спирита и подобные им, помогут выкрутить болт за счет высокой проникающей способности и свойств растворителя. Они размягчают грязь, ржавчину, проникают глубоко в резьбу, играя роль смазочного материала. Применение простое: нужно очистить площадку вокруг закисшего соединения и залить выбранным средством. Через 10-15 минут отложения размягчатся, смазка просочится в мельчайшие зазоры – болт можно выкручивать.

Разогрев

Под воздействием высокой температуры металл расширяется, поэтому, чтобы выкрутить болт, разогревать нужно гайку или деталь, в которую вкручен метиз, а если это не помогает, то и сам крепежный элемент, так как колебание размеров поможет разрушить ржавчину. Нагревать можно с помощью инструмента, такого как газовая горелка, паяльник или даже при помощи зажигалки.

Специальным прибором для разогрева корродированных и прикипевших болтов и гаек является индукционный нагреватель болтов. Разогреваемая деталь помещается внутрь индукционного поля, спирали, и в результате нагревается. Преимущество в том, что нагрев осуществляется сразу со всех сторон, а не с одной стороны, как в случае использования горелки или другого инструмента. Это устройство небольшое, удобное, работает от сети 220 В. Можно собрать его самостоятельно из подручных средств.

Пока гайка горячая, ее отвинчивают рожковым или торцовым ключом. Если сразу выкрутить не удалось, повторяют процедуру и используют комбинированные методы (рычаг, обстукивание, расшатывание).

Кислоты

Для откручивания болтов и гаек используют кислоты. Известное средство – столовый уксус. Смочив зачищенное соединение уксусом или накрыв заржавленный участок смоченной в уксусе ветошью, нужно подождать около 30 минут, чтобы ржавчина размягчилась. Затем метиз можно выкручивать.

Кроме уксуса применяют ортофосфорную кислоту, а в частности кока-колу, которая содержит ее в достаточном для положительного результата количестве. Порядок действий остается прежним: необходимо очистить окружающую крепеж область и залить крепление напитком. Он должен отмокнуть. Периодически болт пробуют открутить. Ортофосфорная кислота применяется для обезжиривания и растворения ржавчины.

Специальным средством, которое изготавливается на основе кислот, является преобразователь ржавчины. Перед его использованием поверхность необходимо очистить и обезжирить растворителем. Затем небольшую тряпочку смачивают преобразователем и кладут непосредственно на заржавевшее соединение. Ржавчина разрушается – метиз выкручивается.

Левая резьба в шпильке

Второй метод сложнее. Он применяется, когда невозможно вывернуть сломанную шпильку ни одним из доступных способов. В этом случае принятые меры будут еще более кардинальными. Для этого способа потребуется электрическая дрель, метчик и много времени. Первым делом в шпильке сверлят отверстие – прямо в центре. Затем аккуратно в отверстии метчиком нужно нарезать резьбу.

Смотреть галерею

Отметим важный момент: перед тем как выкрутить сломанную шпильку из головки, убедитесь, что резьба именно «левая». Когда в только что нарезанную деталь будет вкручен новый болт, резьба которого такая же, то в момент, когда он дойдет до конца, сломанная шпилька начнет выворачиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector