Создание ямы в гараже
Содержание:
- Существующие стандарты и нормы
- Внешняя гидроизоляция смотровой ямы своими руками
- Оборудование смотровой ямы
- Назначение и особенности смотровой ямы
- Отделка смотровой ямы изнутри
- Обустраиваем смотровую яму
- Как и чем закрыть смотровую яму
- Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
- Изготовление мини-эстакады из досок
- Используемые материалы
- Постройка смотровой ямы
Существующие стандарты и нормы
Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.
Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности
В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным
Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.
Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.
Внешняя гидроизоляция смотровой ямы своими руками
Вопрос относительно гидроизоляции решается на стадии планирования земляных работ, о чем подсказывает влажность грунта. Когда подземные воды залегают глубоко, то необходимость во внешней гидроизоляции отпадает, но, как показывает практика, о ее монтаже следует все-таки позаботиться.
С этой целью выравниваются стенки котлована, а дно котлована трамбуется и создается песчаная подушка высотой 5 см, которая смачивается водой и песок также трамбуется.
При близком расположении грунтовых вод вместо подушки из песка используется хорошо утрамбованная жирная глина. Затем на песчаной подушке размещается два слоя щебня разных фракций по 5 см, которые тоже тщательно трамбуются, и накрываются слоем влажного хорошо уплотненного песка толщиной 5 см.
Наиболее простой и дешевой гидроизоляцией считается битумный вариант, в котором используются рубероид, рубемаст, технониколь, но ее срок службы не превышает 10 лет. Битумная гидроизоляция укладывается в два слоя с использованием горячей смолы.
Более долговечна (свыше 50 лет) гидроизоляция из полимерных мембран и гидроизоляционной пленки (акваизол, бикрост, бутилкаучук), которые используются для гидроизоляции бассейнов, но они монтируются на армированный каркас из геотекстиля.
На этой же стадии с одного из краев котлована для надежности оборудуется приямок для скопляющейся воды и последующей ее откачки дренажным насосом. Дно приямка также выстилается гидроизоляционными материалами, и он заливается бетоном, а для страховки еще оборудуется кессоном из металла.
Полотнищами гидроизоляционного материала застилается дно и стенки котлована внахлест с запасом 10-15 см, стыки между которыми для герметичности склеиваются двухсторонним скотчем или посредством паяльной лампы, но перед этим пленка аккуратно расправляется без ее физического разрушения.
Края гидроизоляции закрепляются подсобными материалами, чтобы предотвратить скатывание их с котлованных стенок.
С целью утепления конструкции смотровой ямы наиболее пригоден ЭППС (экструдированный пенополистирол), которому не страшна сырость, он не поддается гниению, не подвержен размножению бактерий и плесени, а также выдерживает немалые нагрузки.
Заметный эффект получается, когда толщина утеплителя более 50 мм и он укладывается между гидроизоляцией и армирующим каркасом.
Армирование бетонного основания пола осуществляется стальными прутьями диаметром 8-10 мм с ячейками размером до 15 см, места пересечений которых скрепляются вязальной проволокой, но в этом отношении неплохо себя зарекомендовала также кладочная сетка.
Армированный каркас устанавливается на осколки кирпичей выше на 3-5 см дна смотровой ямы, в углах которого и по длинным сторонам будущей диагностической ямы не лишними будут вертикальные штыри, к которым впоследствии удобнее крепить арматурную сетку стен.
Пол заливается слоем бетона не ниже марки М200 и высотой 7-10 см, в который добавляются гидрофобизирующие вещества для улучшения гидроизоляции. В ходе укладки бетонной смеси она уплотняется бетонным вибратором или в простейшем варианте штыкованием посредством металлического прутка для удаления воздушных пазух.
Поверхность пола выравнивается по уровню, и через пару недель, когда бетонная смесь затвердеет, можно начинать создавать стены конструкции.
Оборудование смотровой ямы
Оборудования смотровой ямы для обслуживания автомобиля должно обеспечиваться несколькими обязательными устройствами и системами. К числу элементов обязательного оборудования должны входить:
- Отбойники колес;
- Лестница с поручнями;
- Система освещения с питанием сети в 12 или 36 вольт;
- Розетка для подключения переносного светильника на удлинителе с лампами в 12 или 36 вольт;
- Ниша для инструментов;
- Кромка смотровой ямы, предназначенная для установки и закрепления трапов;
- Помост на дно смотровой ямы.
Для установки системы освещения обычно выбираются влагозащищенные светильники с надежными плафонами из прочного небьющегося стекла. Для этого лучше всего подходят современные фасадные прожекторы и светильники на светодиодных лампах. Установка таких светильников обычно проводится наглухо, в стену, таким образом, чтобы светильники не мешали работе. Еще одним вариантом установки светильников является установка их непосредственно в пол возле кромки смотровой ямы между отбойником и краем ямы. Для такого способа установки используются влагозащищенные антивандальные светильники, устанавливаемые непосредственно в поверхность проезжей части или тротуара для подсветки фасадов зданий.
Отбойник для колес сооружается для того чтобы не допустить заезда колес автомобиля в яму. Для этого обычно используется труба диаметром 100 мм или швеллер такой же ширины. В начале ямы, возле въезда в гараж необходимо сделать изгиб, для корректировки направления движения колес, а в конце ямы, обязательно сделать широкий отбойник для того, чтобы ограничить движение автомобиля за пределы ямы.
Совет: для того чтобы привыкнуть к габаритам ямы и не заезжать дальше необходимого можно на стенах гаража разместить видимые ориентиры, например, вертикальные линии, по которым легко ориентироваться или в том месте где должен остановиться автомобиль на нити привязать теннисный мячик на уровне капота автомобиля, чтобы при заезде можно было остановиться при касании мяча о капот.
Работа по обслуживанию автомобиля часто требует смены рабочих инструментов, которые размещать под днищем авто не совсем удобно, и поэтому приходится по несколько раз спускаться в яму и подниматься на поверхность, что не совсем удобно без лестницы с поручнями. Обычно для гаражей с небольшим объемом бокса лестница устанавливается возле ворот, для того чтобы спереди была ровная и площадка для работы с инструментом возле двигателя. Лестница стационарного типа с поручнями и ступенями с деревянными накладками при этом оборудуется именно возле ворот. А вот для того чтобы работать более комфортно кроме стационарной лестницы сваривается из квадратной трубы или трубы диаметром 25 мм переносная лесенка, при помощи которой легко подняться в районе капота автомобиля.
Осмотр автомобиля часто требует, чтобы освещение падало с той стороны, где удобно для детального осмотра, именно поэтому для работы под днищем автомобиля в нише для инструмента необходимо разместить розетку для подключения фонаря с питанием 12 или 36 вольт. Напряжение сети постоянного тока 12 или 36 вольт неопасно для человека, и поэтому именно такой номинал напряжения рекомендуется использовать для питания освещения в смотровой яме.
Ниша для инструментов обычно устраивается во время возведения стен ямы, в случае с кирпичной кладкой это может быть небольшая ниша для установки домкрата, колесных упоров или другого инструмента, обычно используемого для работы под машиной. Для ямы, стены которой выполнены методом бетонной заливки рекомендуется использовать в качестве готовой ниши металлического ящика, заранее установленного на месте до заливки бетоном.
Обычно смотровая яма большую часть времени закрыта деревянными щитами, что не только делает постановку автомобиля в гараж безопасным, но и предохраняет проникновение лишней влаги в помещение гаража. Такие щиты укладываются в направляющие из металлического уголка, закрепленные по краям ямы. Для щитов обычно используется качественные дубовые доски толщиной 50 мм, сбитые в щиты длиной 1 метр. А вот упоры свариваются из уголка 50*50 мм в виде рамки и устанавливаются на верхнюю часть заливки так, чтобы внутренняя кромка уголка была вровень со стенками ямы.
Такой упор для щитов может использоваться и для размещения подвижной тележки на подшипниках, на которой можно размещать как инструменты, так и использовать в качестве подставки для емкости с отработанным маслом во время замены масла в двигателе машины.
Ну и конечно, помост из реек 2*2 см длиной 1 метр для установки на дно ямы, такое сооружение дает возможность безопасно передвигаться, не опасаясь падения на пролитом масле.
Назначение и особенности смотровой ямы
Чтобы закрывать смотровую яму, необходимо сделать люк из прочных материалов
Конструкция делает помещение более функциональным и позволяет сэкономить время и финансы. Владельцу не потребуется часто ездить в сервисный центр: в гараже, оборудованном ямой, удобнее проводить ремонтные операции. Помимо этого, ее можно использовать в качестве склада.
Яму можно обустраивать на начальных этапах строительства гаража или в уже эксплуатируемом помещении. Если есть возможность, лучше предусмотреть ее еще на этапе проектирования до начала возведения постройки. В этом случае затраты труда и времени будут меньше и не возникнет помех при изъятии грунта
В этом случае важно также заранее позаботиться о системе дренажа, включающей трубы, соединенные с коллектором. Это поможет вовремя отводить лишнюю влагу и снизить концентрацию испарений в воздухе, что способствует увеличению срока эксплуатации гаража. Если яму организуют в уже используемом гараже, трудозатраты будут больше
Но у такого варианта есть и плюс: закрытость строительной площадки. Крыша защищает яму от размывания дождем. Пол в помещении, как правило, представляет собой толстую армированную стяжку. При обустройстве ямы в этом случае создается разметка, а затем раздалбливается бетон. Арматурные хвосты обрезаются по периметру. Из получившегося котлована изымают почву и подушку из песка и гравия. Для этой операции используются обычные лопаты. Чтобы процесс шел быстрее, стоит пригласить помощника. Дно и стенки ямы нужно максимально выровнять
Если яму организуют в уже используемом гараже, трудозатраты будут больше. Но у такого варианта есть и плюс: закрытость строительной площадки. Крыша защищает яму от размывания дождем. Пол в помещении, как правило, представляет собой толстую армированную стяжку. При обустройстве ямы в этом случае создается разметка, а затем раздалбливается бетон. Арматурные хвосты обрезаются по периметру. Из получившегося котлована изымают почву и подушку из песка и гравия. Для этой операции используются обычные лопаты. Чтобы процесс шел быстрее, стоит пригласить помощника. Дно и стенки ямы нужно максимально выровнять.
Отделка смотровой ямы изнутри
Если в канаве ремонтник проводит немного времени, качество и особенности внутренней отделки не принципиальны. Однако для удобства и эстетичного вида все же рекомендуется использовать отделочные материалы.
Одним из самых популярных способов является штукатурка. При этом желательно добавлять в раствор присадки с антибактериальным эффектом – чтобы предотвратить развитие плесени и грибка – а также выполнять окрашивание стенок.
Очень удобна отделка внутри с помощью керамической плитки
Ее легко очищать от любых загрязнений, сложнее пораниться о неровные стенки при неосторожном движении
Обратите внимание: контрастная отделка периметра смотровой ямы, а часто и подсветка – не прихоть и не дань эстетике! Это элементарная мера предосторожности. Так легче заметить края ямы и меньше риск провалиться в нее.
При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени
При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени.
Если такой возможности нет, стоит предпочесть нескользящую плитку.
Расположенные вертикально или с малым наклоном металлические/деревянные лестницы необходимо снабжать перилами хотя бы в верхней части.
Вместо деревянных щитов удобно применять решетчатые накладки на смотровой люк.
Обустраиваем смотровую яму
Важно провести достаточно объемную дополнительную работу, чтобы полностью обустроить смотровую яму в гараже
Ниши
Они пригодятся для осветительных приборов и инструментов. Предусмотреть их нужно в процессе кладки кирпичных стен. Оптимальные размеры для стандартной ниши следующие: глубина в 12 см, высота в 25-30 см, а длина примерно 50-75 см.
Сбор воды
Приямок – очень полезная вещь в смотровой яме. Ведь даже при безупречной гидроизоляции вам понадобится как-то избавляться от влаги, которая может заноситься на колесах, капать с автомобиля. Оптимальный вариант – сделать сборник жидкости на дне смотровой ямы. Для этого к одному углу делается минимальный уклон. Там выкапывается небольшое углубление. Оно тоже цементируется, чтобы края не обваливались. Поскольку можно случайно наступить туда, приямок накрывается прочной решеткой.
Вентиляция
Желательно сделать принудительную или естественную вентиляцию в смотровой яме. Используйте металлические трубы, небольшой вентилятор. Вентилирование поможет быстро устранять из ямы все вредные испарения, а также предотвращать образование конденсата. И находится в таком пространстве гораздо комфортнее, безопаснее.
Укрепление краев ямы
Края ямы должны быть хорошо укреплены. Обязательно этим займитесь, чтобы яма не осыпалась, выдерживала давление колес автомобиля. Вам понадобится металлический уголок № 45-50. Из него сваривается обрамляющая рамка по всему периметру смотровой ямы. Чтобы рамка была надежно зафиксирована, к внешним боковым сторонам надо приварить анкерные выпуски с диаметром 6-10 мм. Они должны располагаться через каждые 25 см. Когда пол гаража дополнительно бетонируется, они входят в бетонную основу.
Закрываем яму
Чтобы оградить яму от всех внешних воздействий, ее желательно закрывать на те периоды, когда не используется. Стоит учесть этот момент уже на этапе сваривания уголков для рамки. Сварите их так, чтобы доски удобно вставлялись в нее по узкой стороне.
Ограничители для колес
Продумайте момент заезда автомобиля в зону над смотровой ямой. Чтобы колеса даже случайно в нее не попали, необходимо специально установить для них ограничители. Для этого берите металлический профиль: уголок, швеллер или трубы. Металлическое обрамление должно возвышаться над полом, ограждая яму от заезда машины.
Утепление
Хорошее решение – утеплить смотровую яму. Для этого подойдут листы пенополистирола, которые можно просто наклеить на стены из кирпича.
Освещение
Позаботьтесь и об освещении пространства ямы. В заранее подготовленные ниши установите лампы, проведите в пластиковых каналах кабели. Освещение обеспечит комфортную работу в любое время.
Пошаговая инструкция с фото от гаражника
Инструкция с фото по шагам позволяет получить наглядное представление о процессе работы по строительству смотровой ямы из кирпича своими руками.
- Вся разметка перенесена на пол. Идет копка котлована.
- Сначала было просто работать: шла копка песка.
- Потом пошла глина, поэтому стало труднее копать.
- Сделал коробку гидроизоляции из изопласта. Временно уложил доски для фиксации.
- Уложил армирующую сетку.
- Начал класть кирпичные стенки.
- Сделал ниши по бокам.
- Углубления разных размеров: для инструментов, для светильников.
- Ниши тоже оформил металлическими рамками.
- Ниша для лампы маленькая.
- Взял часть бетона, по две части цемента и щебенки. Сделал бетонную заливку.
- Бетоном залил аккуратно: внутри пол, снаружи, вокруг ямы, чтобы укрепить дополнительно.
- Тщательно оштукатурил стены.
- Сделал в кармане розетку для переносной лампы.
- Провел кабель.
- В нишу вставил лампу.
- Вот так выглядит готовая яма с освещением.
Как и чем закрыть смотровую яму
Крышка из досок, скрепленных вместе
При обустройстве котлована необходимо продумать, чем закрыть яму в гараже на время, пока она не используется. Еще до обустройства стеновых конструкций (кладки блоков или заливки бетона) нужно сделать закладную раму. Ее монтируют на борт, находящийся на одном уровне с полом гаража или несколько выше. Сырьем для рамы служит уголок из стали. При изготовлении используются аппарат для сварки и дисковая пила с подходящими для материала насадками.
Габариты рамы подбирают по наружному или внутреннему периметру стенок. Уголок должен располагаться так, как требует плоскость покрышки. Фиксируют ее посредством дюбелей или анкеров. Отверстия для крепежных элементов придется проделывать заранее. Если предполагается закрывать яму приготовленным полотном, рамку разворачивают углом книзу. Чтобы она не заржавела, перед установкой ее шлифуют наждачной бумагой, грунтуют и окрашивают.
Крышку, которой будет закрываться яма, можно сделать из разных материалов. Распространенные варианты – конструкции из металлической рамки с сетчатым полотном и из дерева.
Крышку из обрезных досок можно сделать так:
- Из брусков с квадратным сечением (со стороной не менее 4 см) выкладываются лаги по габаритам идентичные дистанции между торцевыми стенками.
- Нарезаются доски. Ширина их подбирается так, чтобы покрышка легла в заранее смонтированную раму. Минимальная толщина – 3,5 см. Излишне толстыми их делать также не следует, иначе полотно будет тяжело поднимать.
- Перед тем как фиксировать бруски и доски, их пропитывают антисептическим составом и покрывают лаком.
После этого можно скреплять компоненты конструкции друг с другом. Для этого подойдут простые гвозди или саморезы с цинковым покрытием.
Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
Создание диагностической ямы в гараже опирается на эскиз, пусть даже не на бумаге, а лишь в своем воображении. Очертания и размеры смотровой ямы зависят от габаритов бокса.
Вначале хочется подчеркнуть, что диагностическую яму лучше разместить вблизи гаража или же в нем, но рядом с местом стоянки автомобиля, потому что пары влаги, скапливающиеся на дне ямы, не лучшим образом воздействуют на состояние днища автомобиля.
В большинстве случаев гараж на даче строится ограниченных размеров, поэтому место смотровой ямы отводится обычно посредине здания, а ее гидроизоляция в некоторой степени ограничивает распространение сырости.
Если же присутствие грунтовых вод близко от поверхности земли, то гидроизоляция сооружения просто необходима, потому что в зависимости от сезона года вместо основного предназначения смотровая яма может оказаться просто водоемом.
К сооружению диагностической ямы уместно приступать сразу же с возведением гаража, но нередко она оборудуется уже в действующем боксе.
Независимо от обстоятельств, размеры смотровой ямы для автомобиля имеют существенное значение, так как она представляет рабочее пространство, которое, наравне с комфортностью, не должно стеснять действия при обслуживании и ремонте автомашины.
Длина диагностической ямы зависит напрямую от длины автомобиля, но для удобства проведения работ эту величину нужно увеличить на 1 м для размещения лестницы.
Ширина смотровой ямы колеблется в среднем вблизи 70-80 см, а ее оптимальная величина соответствует расстоянию между передними шинами автомобиля, значение которого уменьшается на 20 см, чтобы при заезде на конструкцию не проваливалась машина.
Глубина смотровой ямы учитывает рост владельца, когда при работах касание головой днища машины крайне нежелательно. Как правило, этот размер составляет 170-180 см, чтобы руки при работе находились без напряжения в полусогнутом положении и не уставали, например, эта величина может соответствовать росту человека.
При большей глубине создаются условия и возможность использования сооружения для хранения продуктов зимой, а обслуживание автомашины тогда придется проводить с помощью подставки.
Когда размеры смотровой ямы определены, то эти значения надо увеличить на 25-30 см, принимая в расчет толщину стен, а также слоев гидро- и теплоизоляции. Например, для сооружения из железобетона толщина стен диагностической ямы обычно не превышает 15 см, которая немного сужается у дна и в ней создаются ниши для принадлежностей и инструментов.
Сверху в целях безопасности обслуживающего персонала, а также, чтобы автомобиль не соскальзывал, конструкция оборудуется дополнительно четырьмя металлическими опорами-ограничителями, размещаемые по углам, или металлическими уголками, устанавливаемыми по ее сторонам.
После уточнения размеров смотровой ямы для легкового автомобиля создается набросок ее чертежа, согласно которого рассчитывается объем необходимых материалов, определяются размеры котлована и его разметка.
Если почве присуща рыхлость, то края сооружения желательно разместить подальше от колес машины и увеличить размер стен для снижения нагрузки на него.
Как правило, смотровая яма в гараже своими руками оборудуется из кирпича или как единый монолит из железобетона, но также используются и другие материалы, например, деревянные доски или листы металла, поэтому разметка котлована осуществляется с учетом занимаемого объема используемыми строительными материалами.
С одной стороны, железобетонному остову сооружения присуща неплохая прочность и долговечность, но требуются повышенные трудозатраты. С другой стороны, кладка из кирпича не столь обременительна, но по прочности и герметичности она уступает железобетону и требует принятие дополнительных мер.
Изготовление мини-эстакады из досок
Изготовление эстакады своими руками из дерева начинается с подготовки материалов и инструментов. Здесь будут нужны:
Главные преимущества такой конструкции — мобильность, легкость, простота сборки. Но есть и недостатки, так как прочность такой конструкции не настолько велика, как хотелось бы, а еще ее нужно время от времени обрабатывать защитными средствами, чтобы платформа для авто не сгнила и не была повреждена паразитами.
Конструкции из дерева, кстати, могут быть двух видов:
Главное их различие в том, что цельная проще собирается и она легкая (с точки зрения веса). А вот на ступенчатую нужно потратить время и она не подходит для перевозки. Но зато на ступенчатую платформу авто легче заехать, так как она получается длиннее цельной.
Здесь мы рассмотрим пошаговый алгоритм, по которому собирается цельная деревянная эстакада для авто с частичным наездом. Выглядит инструкция так:
Останется только обработать защитой, а потом сделать вторую часть.
Знать, как сделать эстакаду для автомобиля своими руками из металла или дерева будет полезно даже тем, кто предпочитает доверять проверку авто профессионалам. Это одно из тех умений, которое обязательно может пригодиться, ведь иногда, чтобы осмотреть машину, совсем не нужен глаз специалиста
Важно уметь проводить простейший осмотр самостоятельно, и эстакада для этих целей пригодится как нельзя лучше
Используемые материалы
Практически для любой нормально оборудуемой смотровой ямы потребуется бетон, он может представлять собой:
- цементно-песчаный раствор в пропорции цемент/ песок 1:3 или 1:4;
- смесь цемента, строительного песка и щебня в соотношении 1/3/4,5 (черновой бетон).
Также для изготовления стен и пола будут нужны:
- щебень, гравий;
- керамзит;
- жидкая глина;
- гидроизоляционные материалы (рубероид, битумная мастика и смола);
- пароизоляционная пленка;
- стальной уголок/ швеллер;
- доски и деревянные брусья;
- теплоизоляционные материалы (пенопласт, полипропилен, стекловата и т. д.);
- стальные прутья или готовая армированная решетка;
- гвозди;
- кирпич (в случае использования кирпичной кладки).
Если предусматривается дренажная система, понадобятся трубы ПВХ, соединительные части, возможно, емкость для смотрового колодца. Для придания эстетичного внешнего вида смотровую яму снаружи можно декорировать кафельной плиткой или другими материалами для декоративной отделки.
Срок службы СЯ в немалой степени зависит от качества используемых материалов, аккуратности работников, тщательности проведения гидроизоляции, соблюдения всех правил строительства. Добротно выполненная смотровая яма прослужит не один десяток лет, будет весьма полезна при проведении ремонта, обслуживании автомобиля, например, с помощью ее очень удобно менять масло в двигателе, КПП, ремонтировать ходовую часть.
https://youtube.com/watch?v=-6XZvWK3-c0
Постройка смотровой ямы
Перед началом строительства на полу гаража проводится разметка, в которой определяют наиболее правильно используемую траекторию заезда автомобиля, расстояние от въездных ворот и до стены, устанавливают разметочные маяки по размерам будущей ямы.
Отрывка котлована осуществляется с условием запаса по размерам минимум 20 см с каждой стороны, то есть при ширине 1 метр котлован под яму должен быть не меньше 1, 4метра. Такой запас необходим для устройства гидроизоляционного замка из глиняного раствора. Глубина отрывки должна быть на 15-20 см ниже необходимого размера глубины сооружения. Длина ямы должна быть больше длины автомобиля как минимум на 1 метр, это необходимое расстояние для установки лестницы и удобства спуска в яму.
После отрывки котлована, проводятся работы по гидроизоляции дна ямы. Сначала дно утрамбовывается и отсыпается песком, а дальше заливается слоем глиняного раствора толщиной 10 см. После высыхания глины на дно укладывается слой полиэтиленовой пленки большой плотности, для этого берется отрезок, который полностью обеспечит покрытие как дна, так и стен ямы.
Поверх покрытого слоем пленки дна устанавливается арматурный каркас и опалубка для заливки дна бетоном. Заливка делается одновременно, с таким расчетом, чтобы толщина дна была минимум 10 см. Ширина заливки зависит от того какой конструкции планируется возводить стены – для кирпичной кладки ширина увеличивается на 2 ширины кирпича, а для бетонной заливки на 20 см – из расчета по 10 см ширины на каждую стену ямы.
Возведение стен обычно начинается после 4-5 суток высыхания дна. Однако, сначала в яме монтируется вентиляционная вытяжка, она размещается в нижней части ямы, на высоте 20-25 см от дна, системы вентиляции монтируют из канализационных пластиковых труб или труб для вентиляции, диаметром не менее 100 мм. Трубы соединяют и фиксируют в верхней части, так чтобы пленка гидроизоляционного барьера охватывала трубы снаружи, разрезов пленки для того, чтобы пропустить трубы не делают.
Кирпичная кладка делается на цементный или известково-песчаный раствор, строго выдерживая размеры и вертикальность кладки. Кладку делают на высоту 10-15 см ниже уровня пола.
При устройстве бетонной заливки стенок ямы устраивают опалубку и арматурный каркас из арматуры или проволоки диаметром 8 мм в виде клетки с размерами 12-15 см. по всему периметру. При заливке используется в качестве наполнителя щебень или гравий мелкой фракции, при заливке необходимо тщательно осуществлять уплотнение всех ячеек заливки.
После того как заливка будет выполнена и бетон наберет свою прочность, через 5-7 дней после окончания заливки или кладки кирпича необходимо провести заливку глиняного замка вокруг конструкции. Для заливки используется жирная глина, разведенная водой до состояния домашней сметаны, для того чтобы ускорить процесс схватывания глиняного раствора можно в состав раствора добавить небольшое количество конторского клея, примерно 200 грамм на 30 литров раствора, заливка также должна осуществляться одновременно без перерывов для формирования монолитного слоя. После того как будет осуществлена заливка глиняного замка наступает время устройства остальных элементов смотровой ямы.