Какой краской красить радиаторы отопления: сравнительный обзор видов краски для батарей + лучшие производители

Нанесение краски на алюминиевые радиаторы

Необходимость окрашивания алюминиевых приборов отопления возникает очень редко, но важно знать и понимать, как правильно покрасить батарею отопления из алюминия.  Дело в том, что окрашивание радиаторов выполняется профессиональными мастерами на одном из этапов производства, при этом используется специальная порошковая краска

В домашних условиях такого качественного результата добиться почти невозможно. Кроме того домашнее окрашивание может стать причиной прекращения гарантийных обязательств со стороны изготовителя.

Однако при транспортировке или в процессе установки алюминиевых приборов отопления могут появиться мелкие трещины или сколы, из-за которых внешний вид радиатора теряет свою привлекательность. В этом случае рекомендуется использовать автоэмаль. Высыхание этого красящего состава происходит достаточно быстро, при температуре поверхности 130 градусов один слой краски сохнет за 20 минут. При работе с автоэмалью рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты, при этом окна должны быть открытыми. Для получения качественного результата при решении вопроса, как правильно покрасить батарею, распылитель держат на расстоянии около 30 см от обрабатываемой поверхности. Держать струю на одном месте не рекомендуется, так как могут образоваться подтеки.

Особенности нанесения краски

Нанесение того или иного вида краски на радиаторы – это не совсем простая работа, как может подумать человек, далекий от понимания технологии малярных работ. Ведь от того, насколько правильно были соблюдены все этапы покраски, будет зависеть надежность покрытия и его долговечность.

Подготовительный этап

Покраска акриловой краской

Подготовка радиаторов к покраске является наиболее важным и первым этапом, от которого во многом зависит конечный результат. Сначала необходимо тщательно отмыть отопительный прибор, используя для этих целей специальный пульверизатор с моющей жидкостью, мягкую тряпку и ершик. Даже новые батареи нуждаются в предварительной подготовке, так как даже самые качественные краски без характерного для них запаха должны ложиться на поверхность гладко и ровно. Далее – необходимо обезжирить приборы, а также зачистить их наждачной бумагой для удаления различных неровностей на их поверхностях и лучшего сцепления с краской.

Перед нанесением красящего состава, следует снять старый слой покрытия, а также обработать места, подверженные коррозии специальными составами.

Подготовка инструментов и материалов

Перед удалением старого слоя краски и нанесением нового покрытия необходимо позаботиться о наличии под рукой нужных инструментов и абразивов:

  • Кисточки.
  • Щетки-насадки на дрель.
  • Наждачной бумаги, которой производится удаление старой краски.
  • Обезжиривающего состава.
  • Грунтовки с компонентами защиты металла от коррозии.
  • Абразива – для снятия толстых слоев старого покрытия.

Особенности нанесения краски на радиаторы

Акриловая эмаль для радиаторов

Чтобы конечный результат был таким, как вы ожидаете, следует не только правильно подобрать краску, провести тщательно все подготовительные работы, но и нанести новый состав, согласно правилам:

Все реставрационно-покрасочные работы следует проводить в период отключения отопления, чтобы избежать разводов и некрасивых пятен.
Важно наносить краску по направлению сверху-вниз, чтобы случайные потеки, которые могут появиться, не испортили уже обработанную поверхность. Покрывать батареи необходимо полностью, в том числе и заднюю и внутреннюю их часть

Для того, чтобы покрасить труднодоступные места существуют специальные кисти для батарей, которые имеют изогнутую форму. Наиболее эффективно обрабатывать прибор в два тонких слоя, чтобы избежать неровностей. Но при этом необходимо выждать, когда первый нанесенный слой полностью высохнет. И только после этого можно накладывать следующий слой красящего состава.
От того, насколько аккуратно будет использоваться краска, масляная или какая-либо другая будет зависеть эстетичность батареи. Для удобства очень часто применяют баллончики, специальные валики и кисти. Процесс рекомендуется начинать с наиболее труднодоступных мест, нанося состав равномерно.
Если технические параметры радиатора позволяют снять его с петель и покрыть полностью краской, то это будет лучшим вариантом.

При проведении окрасочных работ в летнее время необходимо держать открытыми окна, чтобы оградить себя от негативного воздействия красящих составов. Кроме этого нужно пользоваться респираторами и перчатками, чтобы после окончания работы по окраске батарей, не портить кожу рук различными растворителями, оттирая пятна краски.

Требования к лакокрасочному покрытию

Не всегда есть материальная, а во многих случаях и техническая возможность поставить новый радиатор. Проще освежить внешнюю сторону прибора отопления, если он еще способен служить.

Процесс покраски как таковой не представляет особой сложности, но это не значит, что можно купить любой состав и сразу приступать к восстановлению привлекательности радиатора. Краску нужно подобрать по определенным параметрам, а батарею тщательно подготовить. Если этого не сделать, то новое покрытие недолго продержится, и вскоре придется повторить процесс заново.

Старая чугунная батарея с облезшей краской смотрится очень неэстетично. Кроме того, материал ее корпуса подвергается окислению и ржавеет

Подбирая состав, лучше всего остановиться на вариантах, специально предназначенных для отопительных приборов. Но если на этикетке нет подобной надписи, стоит внимательно изучить инструкцию и найти данные о ее термостойкости.

Для получения качественного, стойкого и красивого покрытия необходимо использовать краску, на этикетке которой есть надпись «Для радиаторов»

Требования к лакокрасочному покрытию:

Термостойкость. Нанесенный на корпус радиатора состав должен выдерживать температуру до 80-90 градусов и быть безупречным в течение обещанного производителем времени.

Адгезия. Необходимо, чтобы состав отличался хорошим сцеплением с окрашиваемой поверхностью. Не отслаивался при нагревании и попеременном нагревании/остывании.

Защита от коррозии. В составе должны быть антикоррозионные вещества, чтобы контактирующее напрямую с корпусом покрытие не стало причиной его разрушения.

Стойкость цвета. Безоговорочное условие, т.к. окрашивание радиаторов производится с эстетической целью в числе прочих причин.

Устойчивость к истиранию. От прямого контакта с разнообразными предметами обстановки, просушиваемыми вещами и т.п. покрытие не должно истончаться.

Безопасным

Очень важно, чтобы в составе отсутствовали вредные для здоровья компоненты.

Хорошая краска для радиаторов должна отвечать всем предъявленным требованиям, а не отдельным пунктам.

Галерея изображений
Фото из

Окрашивание радиатора производится с целью предотвращения негативного воздействия влаги и температуры на материал корпуса
Радиаторы красят в случае потери эстетических качеств после долгой эксплуатации или нанесения покрытию механических повреждений
Покрасить батарею стоит, если есть необходимость обозначить акценты в интерьерной картине

Красят радиаторы при проведении ремонта для того, чтобы увязать колорит отделки с приборами отопления

Нестандартное окрашивание может превратить традиционную батарею в эффектный арт-объект

Материалы, противостоящие теплу

Радиаторы — слабое звено, так как контакт с водой способствует образованию очагов коррозии

Именно для ее предотвращения так важно регулярное окрашивание. Составы тоже необходимо использовать специальные: они не должны отслаиваться, бояться повешенной температуры, а также быть в состоянии сохранять блеск, защитную пленку и цвет на протяжении долгого времени. Другое требование — отсутствие резкого запаха, который в отопительный сезон просто непереносим, к тому же он крайне опасен

Другое требование — отсутствие резкого запаха, который в отопительный сезон просто непереносим, к тому же он крайне опасен.

Для покраски горячих батарей рекомендуют приобретать такие виды материалов:

  1. Акриловые. Такие составы совершенно лишены резкого удушливого запаха, поэтому могут использоваться даже в детских комнатах. Они могут выдерживать температуру до 80°, как раз такой показатель жар батареи обычно не превышает, или делает это крайне редко. Другие несомненные плюсы — быстрое высыхание (слой в час), долгое сохранение первоначального цвета, адекватная цена. Это самый лучший вариант, не требующий длительного проветривания.
  2. Алкидные. Эти краски (эмали) — чемпионы, если говорить о термостойкости, они способны с легкостью выдержать температуру до 150°. Зато такие составы очень сильно «благоухают», поэтому нужна качественная, длительная вентиляция, а морозные зимы вряд ли заставят хозяев отважиться на такой подвиг. Другая ахиллесова пята эмалей и красок — постепенное появление желтоватого оттенка на светлых покрытиях.
  3. Специальные составы — для радиаторов. Они — разновидность акриловых красок, их смешивают со специальными растворителями. Их преимущества — отличная укрывная способность, глянцевая пленка, остающаяся на радиаторе долгое время. Перед покраской батарей зачастую нет необходимости в грунтовании поверхности.
  4. Масляные краски — самый известный, некогда практически единственный вид. Сейчас его вытеснили новые материалы, так как эти составы слишком долго сохнут, отличаются сильным запахом, а покрытие не может похвастаться долговечностью.
  5. Водоэмульсионные составы — еще одна подходящая кандидатура, так как не имеет запаха. Но и у нее есть недостатки: материал быстро пересыхает, из-за чего невозможно образование качественной пленки, имеет недостаточную устойчивость к истиранию.

Помимо вышеперечисленных материалов для окраски батарей можно применять аэрозольные автомобильные эмали. Такой вариант покрытия обещает равномерность покрытия даже в труднодоступных местах, ускоряет работу. Экономный расход материала — еще один плюс этого варианта.

Подготовка батареи перед покраской

Прежде чем наносить слой краски на батарею необходимо убедиться, что металлическая поверхность радиатора отопления чистая. Даже новые батареи нуждаются в предварительной подготовке: чистке, ошкуривании, обезжиривании. Все это делается для того, чтобы новое покрытие максимально плотно контактировало с поверхностью батареи, обеспечивая лучшую теплоотдачу. Неподготовленная поверхность может привести к ряду неприятных последствий: растрескиванию краски, нарушению целостности слоя покрытия в отдельных местах радиатора и т.д. То же самое касается и труб: прежде чем задаваться вопросом о том, их необходимо также подготовить к покраске и нанести слой краски, который будет надежно защищать трубы от разрушения.

Очень часто в системах отопления используются старые радиаторы, на которых остался слой масляной краски. Такие батареи при отсутствии дефектов использовать можно, но необходимо с особой тщательностью очистить всю поверхность отопительного прибора от старой краски, грунта и ржавчины. Старый слой краски можно удалить наждачной бумагой и специальными растворителями. Хорошо, если среди инструментов есть строительный фен – он позволит существенно ускорить процесс очистки.

После того, как мы убедились в идеальной чистоте поверхности радиатора отопления, можно приступать к ее грунтованию. Грунтовка наносится тонким слоем по всему радиатору кистью или краскопультом (последнее актуально, если мы еще не разобрались с тем, либо система отопления еще просто не смонтирована). Рекламировать какую-то отдельную марку грунтовки мы не будем, заметим лишь, что она должна быть предназначена для нанесения на металлические поверхности.

Выбор краски для радиаторов

Красить батареи надо специальными красками, которые отвечают определенным требованиям. Они должны быть устойчивы к высоким температурам, не подвергаться коррозии и не изменять цвет в процессе эксплуатации. Чаще всего для окраски радиаторов применяются следующие виды покрытий:

  1. Алкидные эмали. Обладают большой устойчивостью к истиранию, выдерживают нагревание до 90°С. Но они долго сохнут, обладают резким запахом и токсичны, поскольку производятся на основе органических растворителей. К тому же часто желтеют и в некоторых случаях могут давать трещины.
  2. Акриловые эмали на основе водных растворителей. Они практически не имеют запаха, безопасны для человека. Высыхают в течение 40 минут и сохраняют цвет вплоть до следующего окрашивания. Наносить их необходимо только на прогрунтованную поверхность, которая препятствует контакту водного растворителя с металлом, из-за чего через слой краски может проступить ржавчина.
  1. Прежде всего окрашиваемую поверхность необходимо хорошо подготовить. Если есть необходимость, то удаляется старая краска при помощи растворителя и шпателя. Далее поверхность радиатора зачищается наждачной бумагой, тем самым удаляются все неровности и создается шероховатый слой, улучшающий прилипание новой краски. После этого надо при помощи мягкой кисточки тщательно удалить всю пыль.
  2. На очищенную поверхность батареи наносится слой грунтовки, которая соответствует характеристикам применяемой краски. Обычно эту информацию можно найти в инструкции по применению покрытия либо подобные рекомендации дает продавец специализированного магазина.
  3. После полного высыхания грунтовки можно приступать к нанесению декоративной эмали. Красить необходимо всю батарею полностью, не оставляя неокрашенных мест, которые могут в дальнейшем стать причиной коррозии на всей поверхности. Сначала длинной радиаторной кистью окрашиваются внутренние и труднодоступные места, а затем эмаль наносится на наружную поверхность батареи при помощи плоской малярной кисти. Покраска должна производиться сверху вниз, чтобы избежать образования потеков.
  4. Рекомендуется наносить краску в два слоя. При этом второй накладывается только после полного высыхания предыдущего слоя. Чтобы получить более ровную поверхность, надо стараться делать слои как можно тоньше.
  5. Чтобы не испачкать краской стену, находящуюся за батареей, можно закрыть ее картоном или пластиком.
  6. Когда батарея покрашена, подключать ее к отоплению можно только после полного высыхания краски.

Разнообразить интерьер и придать батарее декоративный вид можно путем тонировки традиционной белой эмали. Можно замаскировать радиатор под цвет стены или выбрать металлические оттенки — под золото, серебро или медь. Необычно смотрятся батареи, окрашенные с применением эффектов перламутра, хамелеона или под дерево. Часто на батареи наносится рисунок или орнамент различной сложности. Следуя вышеперечисленным рекомендациям, можно придать батареям красивый вид и сохранить его на долгое время.

Подготовка чугунных батарей к покраске

Большинство ошибок, совершаемых при попытке покрасить чугунную батарею, относятся к неправильной подготовке поверхности. Красить чугун и стальную поверхность — это две большие разницы, так как на сталь краска ложится ровно, обеспечивается неплохая адгезия.

Для чугуна все намного сложнее. Потребуется не только снять старую краску и грунт, но и тщательно зачистить металл, что называется, до блеска, обезжирить поверхность имеющейся горячей водой с содой и растворителем.

Чистить металл нужно будет до блеска

Снять старую краску можно с помощью щетки-насадки на дрель с бронзовой щетиной, либо попытаться использовать промышленный фен и ту же металлическую щетку. Использовать химические удалители краски или обжиг газовой горелкой нельзя, так как при сильном перегреве или использовании кислотных растворов в первую очередь выгорает уплотнение между секциями.

Нужно ли грунтовать чугунные батареи перед покраской

Если батарея новая и покрыта заводской грунтовкой, то нет смысла удалять слой. Чаще всего качество грунтования в заводских условиях выше, чем то, которого можно добиться в домашних условиях.

Один из лучших видов грунта

Единственным исключением является подготовка под нитрокраску. Обычно металл зачищают и затирают до блеска, после чего наносят грунтовку на основе цинкового порошка и нитролака, разведенного в два-три раза сильнее, чем положено по инструкции. Такая подготовка обеспечивает хорошие прилипание нитрокраски на чугунную поверхность батареи.

В остальных случаях чистую новую либо хорошо очищенную старую батарею рекомендуется покрыть тонким слоем грунтовки.

Для того чтобы получить хорошее сцепление, грунтовку разводят один к одному Р647 и втирают в поверхность смоченной тканью. Слой грунта получится очень тонким, почти бесцветным, но это не сказывается на его характеристиках. Краска будет прилипать так же хорошо, как и на толстом слое, а тепловое сопротивление уменьшится на 30-40%

Можно ли красить чугунные батареи отопления

Считается, что каждый дополнительный слой краски на поверхности радиатора отопления уменьшает его эффективность в среднем на 10-15%. После четырех слоев краски чугунные регистры батареи греют в два раза хуже, чем новые. Поэтому желание покрасить чугунные батареи в квартире в пятый-десятый раз перед началом отопительного сезона должно сдерживаться смыслом. Зачем делать бесполезную работу, может, все-таки заменить радиатор самостоятельно или поручить ремонт специалисту?

Пытаться покрасить чугунный корпус батареи отопления своими руками имеет смысл лишь в двух случаях:

  • После установки нового радиатора. Покрасить это нужно в обязательном порядке, так как, скорее всего, в магазине продадут батарею с загрунтованной поверхностью;
  • После проведения капитального ремонта батареи, в том числе ликвидации подтекания, замены регистров, удаления свищей или разгерметизации на соединении.

В любом случае есть шанс не просто защитить корпус от ржавчины, но и красиво покрасить батарею отопления, тем более чугунную, требующую ухода и внимания. Потребуется подобрать соответствующую краску, выбрать способ нанесения краски, наиболее подходящий для домашних условий.

Именно последний пункт всегда остается камнем преткновения. Если регистры лежат в подвале или в гараже, в разобранном виде, то лучше красить чугунные батареи отопления порошковой краской. У нее и вид получше, и качество покрытия на порядок выше. Правда, чтобы покрасить, придется разобрать радиатор, погрузить и отвезти в ближайший малярный цех на автосервисе.

Самое высокое качество поверхности дает порошковая краска, ее хватает лет на 20

Профессиональные маляры точно подскажут лучшую краску для покраски чугунных батарей. Возможно, это будет грунтовка на полиэфирной смоле или обычный материал для окрашивания дисков и тормозных блоков. Понятно, что покрасить у профи обойдется в копеечку, но если сделать правильно, то можно забыть лет на 20-30 о том, что чугун корпуса вообще нужно когда-либо красить.

Самый быстрой способ покрасить радиатор

Но чаще всего решить проблему описанным способом не удается, обычно по техническим причинам, поэтому приходится искать способ покрасить чугунные батареи в квартире. При этом постараться не отравиться токсичным растворителем и одновременно обеспечить радиаторам более-менее презентабельный вид.

Виды красок

Конечный результат во многом зависит от выбора материала. Следует использовать краски для металлических поверхностей, рассчитанные на эксплуатацию при высоких температурах. Иначе покрытие потрескается или отстанет от батареи, либо от нее будет исходить запах лакокрасочных реагентов при нагревании. Выбор красок, подходящих для работы с чугунными радиаторами, достаточно широк.

Алкидные эмали образуют на металлических поверхностях высокопрочный слой, который прослужит без подкрашивания долгие годы. Высоких температур алкидные составы тоже не боятся. Недостаток таких красок в том, что они издают сильный запах при работе с ними, а также – в первое время при прогреве радиаторов.

Акриловые эмали изготавливаются с использованием растворителей органического происхождения. Отличаются долговечностью и образуют блестящее глянцевое покрытие. При высыхании издают специфический запах. При первом нагреве радиаторов акриловые эмали не так сильно пахнут, как алкидные.

Водно-дисперсионные краски, предназначенные для окраски батарей, быстро сохнут и не издают запаха. Кроме того, они сохраняют свои свойства при температурном воздействии и служат достаточно долго, сохраняя целостность покрытия.

Традиционные масляные краски применяются все реже. Их вытесняют быстросохнущие и более удобные для нанесения лакокрасочные материалы. Что касается нитрокрасок, то они слишком токсичны, поэтому требуют применения индивидуальных средств защиты при проведении окрасочных работ.

Помните, что краска плохо проводит тепло. По этой причине не рекомендуется наносить ее толстым слоем на батареи, иначе их теплоотдача снизится. В этом отношении лучшими являются металлизированные краски (к ним относится всем известная «серебрянка»), меньше всего влияющие на характеристики тепловой отдачи чугуна.

Конечно же, красить радиаторы следует до начала отопительного сезона. Но как быть, если ремонт пришлось делать осенью или зимой? И здесь есть свое решение: специальные термостойкие краски, которые можно использовать «на горячую». К ним относятся составы, изготовленные с добавлением силиконовых смол и алюминия. Данный вид красок хорошо проводит тепло и долго держится на металле.

Выбор идеальной краски для батарей

Важно определить, какой краской лучше преображать радиаторы. Существует ряд требований, которым непременно должна соответствовать краска, наносимая на батареи. Не ниже ста градусов необходима термостойкость краски, также нужна устойчивость к истиранию, нетоксичность, поскольку батареи регулярно чистят, а сам радиатор нагревается

Наибольшей термостойкостью отличается краска, содержащая металлическую пудру вместо окрашивающих пигментов

Не ниже ста градусов необходима термостойкость краски, также нужна устойчивость к истиранию, нетоксичность, поскольку батареи регулярно чистят, а сам радиатор нагревается. Наибольшей термостойкостью отличается краска, содержащая металлическую пудру вместо окрашивающих пигментов.

В продаже имеются специальные краски для радиаторов, многие пользуются эмалями на водной основе, термостойкими лаками. Выбранная краска обязательно должна быть предназначена для покрытия металла, соответствовать грунтовке. Хорошие составы долговечны, не меняют цвет, способны сами защитить от коррозии.

Глянцевый блеск, стойкость цвета на длительное время обеспечены с акриловыми эмалями на органических растворителях. Но они довольно резко пахнут при нанесении

Быстро высохнут водно-дисперсионные краски, но их важно подобрать тщательно, выбрав специальные типы. После окрашивания алкидными эмалями гарантирована однородность покрытия, оно будет прочным и стойким к воздействиям. Однако запах может наблюдаться не только в процессе покраски, но и некоторое время спустя после высыхания, выделяясь от нагревания

Однако запах может наблюдаться не только в процессе покраски, но и некоторое время спустя после высыхания, выделяясь от нагревания.

Выбор цвета

Решение, в какой цвет лучше покрасить радиаторы, принимать хозяевам. Сейчас доступен широкий спектр средств, разнообразных составов. Классическими принято считать белые эмали, серебрянку. Некоторые выбирают цвета в соответствии с интерьером, освещением, общим стилем квартиры и особенностями дизайна. Необычно выглядят золотые и бронзовые оттенки, тонкие узоры, рисунки.

Если вид ваших старых радиаторов уже не радует Вас, то можно попробовать вдохнуть в них новую жизнь при помощи экспериментов

  • Качество покраски чугунных батарей также во многом зависит от того, насколько хорошо они подготовлены. В качестве инструмента для нанесения краски оптимально подойдёт гладкий валик из поролона, небольшого диаметра, а в труднодоступных местах пригодится кисть. Чтобы решить для себя, как красить наиболее удобно, стоит задуматься о снятии батарей. Отделённый от труб радиатор можно покрыть составом со всех сторон, таким образом малодоступных мест станет значительно меньше. При этом такой способ не всегда оправдывает себя, иногда проще тщательнее прокрасить батарею, не тратя время на её снимание. Всё зависит от конкретных обстоятельств, формы радиатора.
  • Очень важным фактором является температура окрашиваемой поверхности: радиатор обязательно должен быть холодным. На вопрос «можно ли красить горячие батареи?» любой специалист ответит однозначно: этого делать нельзя. Самым удобным моментом становится то время, когда не идёт сезон отопления. Но и начало отопительного периода не будет помехой, если перекрыть на батареях вентили, прекратив доступ кипятка. Достаточно дождаться их полного остывания, чтобы начать покраску. В случае нанесения краски на горячий радиатор, она ляжет неровно, вспучится, наверняка образуются разные пятна и разводы. Причём подключать отопление можно лишь при полном высыхании краски.

Покраска радиаторов и труб отопления требует тщательности и аккуратности. Применять хорошо кисти, небольшие валики, баллончики. Из краскопульта оптимально обрабатывать предварительно снятую батарею, тогда все труднодоступные участки окажутся превосходно прокрашенными. Именно с тех мест, которые наименее доступны, следует начинать окрашивание

Важно соблюдать равномерную толщину слоя, иначе цвет может в дальнейшем отличаться на разных участках.
Красить рекомендуется начинать сверху, тогда случайные потёки не испортят нижнюю часть. Покрывать составом нужно батарею целиком, не ограничиваясь её передней частью. Наносить краску эффективнее в два тонких слоя, причём дожидаться полного высыхания первого, перед повторной покраской

Тогда не будет потёков, и идеальной ровности проще добиться с тонкими слоями.

Наносить краску эффективнее в два тонких слоя, причём дожидаться полного высыхания первого, перед повторной покраской. Тогда не будет потёков, и идеальной ровности проще добиться с тонкими слоями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector