Пятивыводной штуцер для гидроаккумулятора

Что нужно знать об особенностях гидроаккумулятора

Чтобы нормально и стабильно работало водоснабжение, рассчитать объем гидроаккумулятора – одна из первых задач. Решить её правильно помогают знания о том, что представляет собой этот агрегат, как он функционирует и как его настроить на оптимальный режим.

Конструкция

Это металлический бак, внутри которого находится резиновый баллон (груша), в котором аккумулируется вода. Между стенками бака и баллона закачан воздух.

Гидробак оснащается фильтром и выводами для воды и воздуха. Как правило, штуцер для подключения к водопроводу ставится в нижней части емкости, а золотник с ниппелем для накачивания или стравливания воздуха в верхней. Но возможны и другие варианты конструкции.

Принципиальной разницы между двумя этими конструкциями нет

Единственное, на что стоит обратить внимание при выборе – на возможность замены внутренней мембраны своими руками в случае её износа

В этом отношении, бак с резиновой грушей предпочтительнее. Чтобы сменить её, достаточно снять фланец, удерживающий баллон в металлическом корпусе.

Назначение

Подобные резервуары устанавливают не только в системах водоснабжения. Используются они и в автономном теплоснабжении от котла с насосом (см. Твердотопливный котел на отопление и водоснабжение в вашем доме).

Важно знать, что баки для тепловых систем окрашиваются в красный цвет, а для водяных преимущественно в синий, но могут быть и другие варианты – зеленый, хромированный

Гидроаккумуляторы для систем тепло- и водоснабжения отличаются цветом

В чем разница между ними:

  • В расширительном баке для тепломагистралей, установлена мембрана, изготовленная из технической резины, способной выдерживать высокие температуры. Конструкция обычно неразборная, поэтому при повреждении внутреннего резервуара менять приходится бак целиком.
  • Баллон в водяных гидробаках, сделан из пищевой резины, не оказывающей негативного влияния на вкус и свойства питьевой воды. Конструкция может быть как со съемной, так и с фиксированной мембраной.

Материал внутреннего резервуара

Пищевая резина, как материал для изготовления мембраны, тоже может быть разной и отличаться составом, устойчивостью к высокой или низкой температуре, долговечностью.

  • Натуральная каучуковая резина очень эластична, но обладает низкой стойкостью к диффузии воды. Она выдерживает температуру от 0 до +50 градусов.
  • Искусственная бутиловая резина менее эластична, но более долговечна. Рабочий диапазон температур от -10 до +100 градусов.
  • Искусственная этилен-пропиленовая резина самая долговечная и надежная. Если инструкция к гидроаккумулятору содержит сведения о том, что мембрана изготовлена из пищевой резины EPDM, то можете быть уверены, что прослужит она долго даже при очень интенсивной эксплуатации. Критические рабочие температуры -50 и +130 градусов.

Замена деталей

При покупке мембраны нужно правильно подобрать материал

Если произошла поломка, требующая замены комплектующих гидробака, нужно вызывать специалиста либо отнести накопитель на ремонт в сервисный центр. Тем не менее, при желании, отремонтировать гидроаккумулятор можно и самому.

Согласно отзывам владельцев баков, проводивших самостоятельный ремонт, проще всего заменить шланг, манометр и реле давления через пятерник, а из внутренних элементов – мембрану. Перед заменой пришедшей в негодность диафрагмы гидравлического накопителя необходимо сбросить в нем давление. Для этого отключают от электросети, перекрывают подачу жидкости, сливают остатки.

При замене резиновой «груши», порядок действий будет таким:

  1. Ослабить болты крепления фланцев и снять их.
  2. Извлечь вышедший из строя элемент через специальное отверстие в нижней части аккумулятора.
  3. Осмотреть мембрану и оценить масштабы повреждения – есть ли возможность ее ремонта.
  4. Очистить внутренность накопителя от ржавчины и налета, а фланец – от возможных заусенцев.
  5. Взять держатель и вставить его в отверстие, расположенное сверху «груши».
  6. Поместить мембрану в гидробак, и, вкрутив болт в держатель, ввести его в проем, находящийся в дне корпуса.
  7. Расправить горловину и зафиксировать фланцем, закручивая болты с противоположных сторон.

Если испортился подсоединительный фланец, что иногда бывает из-за качества воды, заменить его тоже не составит труда. Схема действий аналогична замене изношенной диафрагмы, однако не потребуется извлекать грушу и чистить внутренность накопителя. Убедитесь, что протечки образуются из-за самого фланца, а не износа уплотнителя к нему. Возможно, достаточно произвести замену резиновой прокладки, которая стоит копейки.

Правила эксплуатации

Чтобы гидробак нормально функционировал, нельзя его применять:

  • в системах с жидкостями, которые по свойствам отличаются от чистой воды;
  • в сетях с напором больше предельно допустимого;
  • в трубопроводах с температурой жидкости, превышающей нормативные значения.

Строжайше запрещается увеличение показателей рабочего давления больше предельно допустимых значений в воздушном и водном отсеках накопителя, как при эксплуатации, так и при предварительной настройке давления.

В процессе работы прибора могут появиться неисправности. К примеру, частые пуски и остановки насосного оборудования. Причина – низкое давление в воздушной камере гидробака либо разрыв диафрагмы.

Для проверки целостности диафрагмы нужно посредством спички либо тонкой отвертки нажать на золотник. Выход воздуха вместе с водой говорит о разрыве груши. Если воды нет, требуется просто докачать воздух. При отсутствии воздушной подушки диафрагма находится в соприкосновении со стенками корпуса, что приводит к ее повреждению – она протирается. Это, пожалуй, одна из самых частых неисправностей гидробака.

Если возникла тенденция к постоянному снижению давления, нужно проверить аккумулятор на протечки. На места соединений надо нанести мыльный раствор. Далее потребуется поджать болты на фланце либо гайку на ниппеле.

Также в процессе эксплуатации гидробака, чтобы увеличить срок его службы, надо проводить ежемесячную проверку давления пуска и остановки насосного оборудования на соответствие установленным показателям, которые задавались при настройке.

Каждые полгода нужно проверять:

  • сам прибор на предмет внешних повреждений, ржавчины, вмятин и протечек;
  • давление в воздушной камере, на соответствие установленному показателю посредством автомобильного манометра;
  • целостность груши.

При долговременном хранении с гидравлического аккумулятора необходимо слить воду и расположить в сухом помещении. Если же эксплуатационный срок превысил три года, следует выполнить комплексную профилактику. Для этого прибор отсоединяют от водоснабжающей сети и проводят замену мембраны. Также может возникнуть необходимость поменять фланец и ниппель.

Основные запчасти для гидроаккумуляторов

Устройство гидробака

Гидравлический аккумулятор – это нержавеющий металлический или пластиковый бак с расположенной внутри мембраной из резины. Она крепится в нижней части корпуса при помощи фланца и разделяет его на два отсека. Если гидроаккумулятор больше 100 литров, обычно требуется дополнительное крепление в верхней части. Для этого используется специальный держатель – ниппель с резьбовым соединением.

С торца накопителя установлен штуцер с ниппелем для нагнетания воздуха. В процессе закачивания воды в гидроаккумулятор происходит расширение диафрагмы, и в результате она сжимает воздух, который находится между ней и стенками бака. Такая конструкция способствует тому, что жидкость находится под постоянным давлением, вследствие чего уменьшается количество включений напорной установки и увеличивается срок ее эксплуатации.

Другие детали, необходимые для нормального функционирования гидробака:

  • Гибкий шланг нужен для подсоединения накопительного резервуара к насосной установке.
  • Невозвратный клапан устанавливается на всасывающую трубу, которая опускается в колодец либо скважину, чтобы жидкость при закачивании не вытекала обратно в источник.
  • Золотник применяется для нагнетания в прибор воздуха. Также с его помощью проверяют давление в воздушной камере.
  • Приборы контроля управления позволяют поддерживать постоянный напор в системе водообеспечения. В контрольный блок входят реле давления и манометр. Первое устройство отвечает за включение и остановку двигателя, а второе отслеживает давление воды в системе.

Пятерник для гидроаккумулятора

Для удобства подключения во многих гидробаках сейчас используют особую деталь – пятерник или пятивыводной штуцер для гидроаккумулятора. Это особый узел, позволяющий подсоединять все необходимое для автономного водоснабжения.

Пятивыводной элемент называется так, поскольку с его помощью можно собрать воедино пять разных комплектующих: насосное устройство, шланг гидробака, манометр, реле давления и сухого хода. Если какой-то элемент подключать не требуется, используются заглушки. Цены на пятерник из латуни для гидроаккумулятора – в диапазоне 300–400 рублей.

При монтаже прибор становится на специальную подставку. Но небольшое устройство вполне реально подвесить на стене с помощью прочного хомута.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector